Богатая на мастеров художественного промысла, обладающая сокровищницей столь редкого сегодня народного искусства, Гагаузия не имеет возможности раскрыть данный потенциал во всей его широте. Отчего же? Именно об этом говорится в заявлении главного редактора газеты «Гагауз Йери»
Леонида Доброва к башкану Гагаузии
Михаилу Формузалу.
В своем заявлении Л.Добров рассказывает о том, что в последнее время его художественные изделия из дерева стали пользоваться большой популярностью и регулярно появляться на телевидении, в связи с чем участились вопросы относительно места, где их возможно приобрести, на что он вынужден давать один и тот же ответ – нигде.
20 лет назад Л.Добров на собственные деньги открыл кооператив «Яратмак» (Творчество), «где несколько наших мастеров выпускали художественно-декоративную мягкую мебель, по заказу руководителей промышленных и государственных учреждений мы оформляли огромные настенные панно, сделанные из дерева с гагаузско-молдавскими мотивами, нами выпускались множество всевозможных сувениров в национальном стиле».
С наступлением экономического кризиса 90-х годов народ оказался в весьма затруднительном положении. Месяцами не выдавались зарплаты, заказы были сведены до минимума. Результатом всего этого стало прекращение существования кооператива.
Л.Добров делает акцент на том, что «Автономия создавалась для развития – прежде всего – Культуры, Языка, Искусства и Народных художественных промыслов», и вносит предложение воссоздания Народных художественных промыслов Гагаузии на базе бывшей Ковровой фабрики в Комрате, которая была продана за бесценок «своим людям».
«Новые хозяева обязались в кратчайшее время воссоздать там выпуск национально-художественных ковров и открыть там минимум 1500 рабочих мест, как это имело место при СССР, но всего этого не сделали до сих пор», - сокрушается Л.Добров.
При открытии государственных Народных художественных промыслов Гагаузии в здании бывшей Ковровой фабрики Л.Добров обязуется «воссоздать там производства по выпуску национальных ковров, художественных изделий из дерева, кожи, метала, кости».
Финансовый вопрос, на взгляд Л.Доброва, решается довольно просто – путем выделения пяти миллиона лей из тех денег, что попадают в Гагаузию каждый год с целью поддержки подобных программ, но тем не менее «уходят в песок».
Согласно предложению, выдвинутому Л.Добровым, Народные художественные промыслы Гагаузии должны «финансироваться государством на протяжении не менее пяти лет, после чего предприятие, наладив выпуск основных направлений, найдя рынки сбыта для своих изделий и укрепившись, начнет само зарабатывать себе деньги».
Предвосхищая вопрос о кадрах, Л.Добров отмечает, что «еще оставшихся в живых мастеров прикладного искусства придется по крупицам собирать со всей Гагаузии». По его мнению, их «достаточно заинтересовать заработной платой, привозить им домой сырье и материал, готовые изделия складировать в Комрате и организовать их реализацию, и эти, так называемые наддомники (мастера, работающие дома), не только сами будут производить художественно-прикладные изделия, но и своих детей научат такому ремеслу».
Что же, перспективы обрисовываются неплохие, каковы же будут последствия подобных заявлений и пойдет ли руководство Гагаузии навстречу мастерам народного промысла, будет видно.