Beta Press
Угнетенное творчество
  8 июля 2011, 14:32
 
Мечта о возрождении народных промыслов Гагаузии
Богатая на мастеров художественного промысла, обладающая сокровищницей столь редкого сегодня народного искусства, Гагаузия не имеет возможности раскрыть данный потенциал во всей его широте. Отчего же? Именно об этом говорится в заявлении главного редактора газеты «Гагауз Йери» Леонида Доброва к башкану Гагаузии Михаилу Формузалу.

В своем заявлении Л.Добров рассказывает о том, что в последнее время его художественные изделия из дерева стали пользоваться большой популярностью и регулярно появляться на телевидении, в связи с чем участились вопросы относительно места, где их возможно приобрести, на что он вынужден давать один и тот же ответ – нигде.

20 лет назад Л.Добров на собственные деньги открыл кооператив «Яратмак» (Творчество), «где несколько наших мастеров выпускали художественно-декоративную мягкую мебель, по заказу руководителей промышленных и государственных учреждений мы оформляли огромные настенные панно, сделанные из дерева с гагаузско-молдавскими мотивами, нами выпускались множество всевозможных сувениров в национальном стиле».

С наступлением экономического кризиса 90-х годов народ оказался в весьма затруднительном положении. Месяцами не выдавались зарплаты, заказы были сведены до минимума. Результатом всего этого стало прекращение существования кооператива.

Л.Добров делает акцент на том, что «Автономия создавалась для развития – прежде всего – Культуры, Языка, Искусства и Народных художественных промыслов», и вносит предложение воссоздания Народных художественных промыслов Гагаузии на базе бывшей Ковровой фабрики в Комрате, которая была продана за бесценок «своим людям».

«Новые хозяева обязались в кратчайшее время воссоздать там выпуск национально-художественных ковров и открыть там минимум 1500 рабочих мест, как это имело место при СССР, но всего этого не сделали до сих пор», - сокрушается Л.Добров.

При открытии государственных Народных художественных промыслов Гагаузии в здании бывшей Ковровой фабрики Л.Добров обязуется «воссоздать там производства по выпуску национальных ковров, художественных изделий из дерева, кожи, метала, кости».  

Финансовый вопрос, на взгляд Л.Доброва, решается довольно просто – путем выделения пяти миллиона лей из тех денег, что попадают в Гагаузию каждый год с целью поддержки подобных программ, но тем не менее «уходят в песок».

Согласно предложению, выдвинутому Л.Добровым, Народные художественные промыслы Гагаузии должны «финансироваться государством на протяжении не менее пяти лет, после чего предприятие, наладив выпуск основных направлений, найдя рынки сбыта для своих изделий и укрепившись, начнет само зарабатывать себе деньги».

Предвосхищая вопрос о кадрах, Л.Добров отмечает, что «еще оставшихся в живых мастеров прикладного искусства придется по крупицам собирать со всей Гагаузии». По его мнению, их «достаточно заинтересовать заработной платой, привозить им домой сырье и материал, готовые изделия складировать в Комрате и организовать их реализацию, и эти, так называемые наддомники (мастера, работающие дома),  не только сами будут производить художественно-прикладные изделия, но и своих детей научат такому ремеслу».

Что же, перспективы обрисовываются неплохие, каковы же будут последствия подобных заявлений и пойдет ли руководство Гагаузии навстречу мастерам народного промысла, будет видно.

  
Распечатано с новостного портала "Бета-Пресс" (http://beta-press.ru)
Адрес материала: http://beta-press.ru/article/260