Выставка Виталия Горяева напомнит о Великой Отечественной...
Выставка графики и акварели Виталия Горяева «Художник и война» состоится в период с 16 по 26 мая 2012 года в МГВЗ «Новый манеж».
Отечественная история 1930-х полна хоть и локальных, но не менее трагичных военных компаний: Хасан и Халхин-Гол, отправка добровольцев в Испанию, присоединение Западных Белоруссии и Украины, Прибалтики; стремительно приближались сначала Финская и, наконец, Великая Отечественная война, поэтому неудивительно, что самые первые натурные графические серии будущего знаменитого иллюстратора и карикатуриста связаны с военной тематикой. Это репортажные листы с новых, только что присоединённых западных территорий: Западной Украины, Северной Буковины и Бессарабии. Уличные зарисовки, люди, магазины, вывески… Советская пропаганда называла этот процесс «освобождением» и «воссоединением»; польская армия потеряла при этом три с половиной тысячи убитыми и 450 тысяч пленными.
Художник не показывает явные физические страдания; но в его лаконичном, немного нервном рисунке ощущается сильнейшее психологическое напряжение. Тут и рисунки 1930-х гг., и начала 1940-х «Вокзал в Западной Украине», «Новости», «Газеты», «Встречи», «На Смоленщине», «Пленные на дорожных работах», «Портрет молодого офицера», «Почта».
Во начале Великой Отечественной войны В. Горяев работал в «Окнах ТАСС». Знаменитые агитационные плакаты с призывами к защите Родины, снова ставшие очень популярными с началом Великой Отечественной, были наследниками «Окон РОСТА», поднимавших воинственных дух Красной армии ещё в гражданскую войну. Будучи на фронте, В.Горяев работал главным художником журнала «Фронтовой юмор».
Здесь и оригиналы ветхих, суровых, и при этом полноцветных и ярких, нефальцованных листов «Фронтового юмора», на которых фельетоны, стихи и проза, присланные в редакцию прямо с передовой, соседствовали с очерками К.Симонова и Ц.Солодаря, стихотворениями Д.Бедного, А.Суркова и М.Матусовского; любая публикация – профессионального литератора или артиллериста-любителя - сопровождалась лирическими рисунками или, напротив, едкими карикатурами В.Горяева, О. Верейского, Кукрыниксов…
В военные годы художник крепко сдружился с поэтом Твардовским, и после войны они частенько ходили друг к другу в гости. Ведь совместный ратный труд сплачивает даже крепче, чем творчество.
Всем фронтовым писателям, художникам, фотографам, – всем газетчикам приходилось работать не только в дальнем или ближнем тылу, но и буквально на передовой. Вспоминают, как в октябре 1942-го редакционный поезд стоял на спецстоянке недалеко от станции «Обнинская», – для него провели отдельную ветку в берёзовую рощу, – для того, чтобы быть как можно ближе к читателям «Красноармейской правды» и «Фронтового юмора». Не там ли, при близком контакте с противником, Горяев и заработал свою солдатскую медаль «За отвагу», – самую чтимую среди фронтовиков. А ещё на его орденской планке располагались Орден Красной Звезды, медали «За боевые заслуги» и «За победу над Германией» и другие.
На выставке впервые будут экспонироваться военные работы Виталия Горяева. Также выставляются его карикатуры для журнала «Крокодил», главным художником которого он был в течение многих лет, его знаменитые иллюстрации первых послевоенных лет. После страшных войн люди так хотели радости, счастья, интересовались западной литературой; поэтому, наверное, столь востребованными оказались юмористические повести и рассказы американских классиков О. Генри и Марка Твена, признанным автором иллюстраций к произведениям которых считается Виталий Николаевич Горяев.
В память о Виталии Горяеве в Москве, на Беговой улице, д.7, где он жил и работал установлена мемориальная доска, выполненная народным художником СССР Николаем Никогосяном.