Будут ли пересмотрены решения Лаодикийского Собора?
В последнее время на страницах Интернет-сайтов стали появляться публикации о том, что якобы в свое время, принимая закон Лаодикийского Собора, христианская церковь нарушила четвертую Божью заповедь и что сегодня необходимо пересмотреть взгляды на сложившуюся с тех времен традицию праздновать вместо субботы воскресенье, то есть восстановить библейский день Господень.
Православная Церковь всегда свято относилась к заповедям Божьим, поэтому исправление богословской ошибки, вызвавшей многовековую дискуссию, станет последовательным шагом на пути к взаимопониманию не только между Восточной и Западной Церковью, но и во всем христианском мире.
Имя Папы Иоанна Павла известно в мире многим христианам по его поездкам, встречам, диалогам, которые совершались в поисках мира, а значит, на благо человечества. Сейчас Ватикан проводит миротворческие миссии планетарного масштаба, что кардинально отличается от деятельности церкви в период так называемых «темных веков» Средневековья, когда на кострах сжигали инакомыслящих. И именно Иоанн Павел II стал первым понтификом, который официально извинился за ошибки прошлого. Такие заявления достойны уважения, особенно когда приходится извиняться за вещи, к которым не имеешь отношения. И все это ради взаимопонимания между людьми, в стремлении к единству среди верующих разных конфессий.
Библия является священной книгой для всех христиан независимо от конфессиональной принадлежности. Каждому народу свойственны определенные традиции, обряды, в то время как Библия остается неизменной со времени ее написания. Именно Библия послужит для верующих объединяющим фактором в одну христианскую общину. И вполне вероятно, что в ближайшем будущем будут пересмотрены решения Церковных Соборов, не согласовывающиеся со Священным Писанием. Примером такой несогласованности могут быть решения Лаодикийского Собора 364 года после Рождества Христова в отношении перемещения дня отдыха с субботы, освященной Богом от создания мира, на первый день недели. Согласно библейским текстам, святым днем Господним является суббота – седьмой день недели. Что же подвигло участников собора перенести день отдыха с субботы на воскресенье? Как известно, в начале IV столетия римский император Константин принял христианство. Стремясь объединить империю, он нашел логичное решение: общим знаменателем для объединения империи может стать воскресенье. В воскресенье Христос воскрес из мертвых. И в воскресенье язычники поклоняются богу солнца. Объединившись с язычниками в поклонении в воскресный день, они перестанут ассоциироваться с иудеями, которых преследовали римляне. Все обдумав, император Константин в 321 году после Р.Х. издал первый в истории воскресный закон, в котором объявил о том, что в высокочтимый день солнца будут отдыхать все судьи, горожане и ремесленники. Гражданское законодательство Константина было ратифицировано и принято Римско-Католической церковью на Лаодикийском Соборе. Как видим, Римско-Католическая церковь официально признает, что изменила день поклонения. В силу того, что данное изменение произошло задолго до 1054 года, когда церковь поделилась на Западную и Восточную, и в то время центром христианства был Рим, Папе Римскому принадлежит первоочередное право исправить коллизию, которая существует в течение многих столетий. Поэтому в целях объединения верующих в единую христианскую общину современная Римско-Католическая церковь в любой момент может пересмотреть решения Лаодикийского Собора с учетом прямого несоответствия с позицией Священного Писания. Но это лишь вопрос времени.