Проблема детсадов должна быть решена
Депутат Государственной думы Федерального Собрания РФ пятого созыва с мая 2009 г., член фракции «Единая Россия», заместитель председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ирина Соколова поднимает вопрос о том, как решать проблему нехватки мест в детских садах. Сейчас спор по поводу обсуждения Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях инициировал пристальный интерес общества к этой проблеме.
- Что же волнует людей, в чем главные претензии оппонентов? – задает вопрос И. Соколова. - Таких положений, которые вызывают споры, несколько. Прежде всего, это установление минимального размера площади на одного ребенка в помещении для занятий, игр и приема пищи: по новым нормам она должна быть не менее 2 кв. метров. И почему-то именно этот пункт вызывает наиболее негативную реакцию у противников новых санитарных норм. Мол, по этим нормам детей в помещении набьется как сельдей в бочке, воспитателю сложно будет уследить за такой оравой, и он начнет манкировать своими обязанностями и т.д. Однако в этой норме нет ничего нового. Это обычная ситуация, когда в помещении, скажем, 50 кв. метров занимается группа 20-25 человек. И никогда ни у кого это не вызывало отрицательных эмоций.
Вызвала споры и возможность установки для детей кроватей-трансформеров в детсадах, что у многих спровоцировало аналогию с казармой. На самом деле речь идет о современных кроватках, похожих в разложенном виде на лестницу с двумя-тремя ступенями.
По нормам также допускается использовать в детских садах третьи этажи, конечно, там, где они есть. Опять споры и возмущение: детей будут держать на третьем этаже. На самом деле четко определено назначение этажа – там могут располагаться служебно-бытовые и рекреационные помещения, а также дополнительные помещения для работы с детьми (кабинет психолога, логопеда).
Проблема детских садов возникла в 1990-е гг., когда в связи с падением рождаемости часть государственных детских садов на законных основаниях была передана другим структурам. Сейчас там расположены правоохранительные органы, миграционные службы, муниципальные органы и т.д. С другой стороны, в эти годы в стране шла массовая приватизация, и на ее волне многие ведомственные детские учреждения незаконно приватизировались и таким образом попали в частные руки.
Год назад «Единая Россия» провела во всех регионах страны ревизию детских садов, которые используются нецелевым образом: было выявлено более 7 тыс. таких объектов. Конечно, там, где возможно, эти помещения необходимо возвращать по назначению, т.е. под детсады. (И этот процесс сейчас активно идет). Но если, например, ту или иную государственную, региональную или муниципальную структуру можно переселить в другое место, то отобрать помещение у частного владельца практически невозможно – все сроки по возврату незаконно приватизированной собственности прошли.
Конечно, нехватка мест в детских садах предполагает строительство новых и реконструкцию старых детских учреждений. Но при этом необходимо максимально развивать альтернативные формы дошкольного образования – создавать дошкольные группы при общеобразовательных школах, если там есть такая возможность, расширять сеть негосударственных и семейных детских садов. Вместо привычного детского сада сейчас также можно создавать центры развития или группы по уходу и присмотру за детьми. Законодательная база для этого уже имеется, в том числе благодаря новым санитарно-эпидемиологическим нормам. Однако все эти меры не смогут обеспечить кардинального изменения ситуации с детским дошкольным образованием, если не будет значительно увеличена зарплата воспитателям детсадов.