Ректор МГУ обеспокоен противоречиями в российском образовании
На заседании Комиссии, которая работает в рамках обсуждения проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под руководством Советника Президента России В.Ф. Яковлева, Президент Российского Союза ректоров академик В.А. Садовничий представил итоги вузовского обсуждения второй редакции законопроекта, где резюмировал поступившие в Союз ректоров от более чем 300 высших учебных заведений, региональных советов ректоров вузов и ассоциаций вузов замечания и предложения к документу.
Согласно замечаниям академика Садовничего, концептуальная эклектичность обсуждаемого законопроекта приведет к созданию заведомо неэффективной законодательной конструкции, которая будет нуждаться в систематических исправлениях и дополнениях: «Элементы такой конструкции будут противоречить друг другу, она будет не способна функционировать сама по себе, будет постоянно нуждаться в ручном управлении. Между тем, нам нужна система четкая, понятная и последовательная, которая могла бы прослужить не один десяток лет».
В.А. Садовничий заявил, что в сегодня наблюдается тенденция к базированию законопроекта на объединении двух концептуальных подходов: «В равной мере прослеживается концепция преобладания государственных принципов регулирования, которая исходит из понимания образования как управляемой государством системы, обеспечивающей реализацию права граждан на образование в соответствии со статьей 43 Конституции России, а также концепция рыночных принципов регулирования, которая постулирует образовательную услугу, предоставляемую на основаниях спроса и предложения».
Президент РСР отметил, что «у каждой концепции есть свои плюсы и минусы, свои сторонники и противники, об этих концепциях можно спорить, однако нельзя уклониться от выбора между ними», при этом он указал на ряд противоречий, возникающих на почве концептуальной неопределенности законопроекта. Столь же спорным является тезис законопроекта о распределении контрольных цифр приема в вузы по среднему баллу ЕГЭ поступивших в вуз абитуриентов за предыдущий отчетный период, поскольку он означает требование учитывать спрос в нерыночном распределительном механизме, сохранить за государством управленческую функцию при отказе государства управлять, готовить кадры для науки и экономики без учета трендов развития. Такой механизм, в частности, может привести к исчезновению уникальных и очень значимых для отдаленных регионов России вузов, что опасно для целостности национального образовательного пространства.
По словам В.А. Садовничего, апелляция в вопросах долгосрочного развития образования исключительно к показателям спроса и предложения ошибочна: «Есть сферы человеческой деятельности, которые заведомо обречены на коммерческий провал, но от них нельзя отказываться, если общество хочет остаться человеческим обществом. Человеческая жизнь не сводится к экономике, не везде возможна рыночная оценка эффективности. Какой театр эффективнее - Большой или Малый? Эффективнее всегда будет цирк». По словам президента, ректорское сообщество в большинстве своем не склонно к выбору рыночной концепции, поскольку считает ее отходом от государственных гарантий права на образование. Поскольку этот вопрос принципиален и значим, он и станет одним из главных в повестке дня предстоящего съезда Российского Союза ректоров.