Традиция и новаторство соединились в современной иконописи
25 января 2011 года в Московском академическом художественном лицее Российской академии художеств завершилась выставка церковного монументального искусства «Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий». Это своеобразный итог 15-летней работы современных живописцев – преподавателей и выпускников факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Как создается фреска смогли увидеть многие посетители выставки: 21 января действительный член РАХ профессор ПСТГУ и МГАХИ им. Сурикова Е.Н. Максимов провел мастер-класс, а образцом для работы была выбрана необычная архаичная икона IX – X вв. из собрания Синайского монастыря святой Екатерины с изображением св. Меркурия на коне. Зрителями мастер-класса стали не только студенты художественных вузов, но и состоявшиеся иконописцы из Оптиной пустыни, преподаватели ПСТГУ и МГАХИ им. Сурикова, которые могли наблюдать за работой, начиная от закладки последнего слоя известковой штукатурки; рисунка, выполненного гризайлью в несколько тонов и кончая отделкой деталей фрески. На круглом столе 24 января говорили о том, что представляет собой современное церковное монументальное искусство. Профессор Е.Н. Максимов предложил рассмотреть вопрос, можно ли сегодня говорить о частичном (или полном) отказе от канонов церковной живописи и «новых веяниях» в этой области искусства? В выступлениях участников круглого стола были освещены различные аспекты проблемы канона и новаторства. Все участники круглого стола пришли к выводу, что несмотря на свою каноничность, церковное искусство всегда было современно. Главное – чтобы все изменения и нововведения имели свое объяснение, а для этого необходима историческая и богословская канва.
Художественное произведение – это связанная, осмысленная литургическая традиция, этому и нужно учить живописцев. Невозможно переоценить значимость академической школы, основы для которой заложили МДА и ПСТГУ. Главным элементом в образовательном процессе является система «от простого к сложному». В ходе заседания было озвучено множество различных полезных идей, среди которых, к примеру, создание на базе ПСТГУ архитектурного факультета, соединение в художественном образовании воедино исторических, богословских и профессиональных дисциплин.