Выявлен новый феномен Христовой церкви
22 ноября 2010 года в Белом зале Дома кино состоится премьера документального фильма Дмитрия Таланкина «Экклесиа (собрание призванных)» о молодежи, вере, церкви и новомучениках. А 24 ноября в РИА «Новости» состоится пресс-конференция, на тему: «Церковь как предмет кинодокументалистики: проблемы эстетики» с участием наместника Сретенского монастыря, ответственного секретаря Патриаршей комиссии по культуре архимандрита Тихона (Шевкунова); профессора, заместителя председателя Учебного комитета при Священном Синоде, ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьёва; к. и. н., автора монографии «Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-1930-х годах» иерея Александра Мазырина; президента Фонда Ролана Быкова, кандидата искусствоведения, киноведа Армена Медведева; киноведа, свободного кинокритика Сергея Лаврентьева; кинорежиссера-постановщика киноконцерна «Мосфильм» Дмитрия Таланкина.
Через призму деятельности крупнейшего православного вуза - Свято-Тихоновского университета - авторы фильма «Экклесиа» пытаются осмыслить феномен церкви. Церковь как мистическое Тело Христово, собрание призванных, живых и ушедших; новомученики и исповедники российские, вымолившие нас сегодняшних, цельная в своём жизненном строе православная молодёжь, - вот только некоторые из тем четырёхсерийной кинофрески.
Фильм «Экклесиа» - это шаг к возрождению настоящего документального кинематографа без специальных ведущих, без закадрового дикторского текста, без готовых выводов. Это правдивая картина состояния сегодняшних душ, приглашение зрителя к размышлению. В отличие от зарубежного кинематографа, где документалистика пользуется поддержкой государственных структур, крупных кинокомпаний, востребована зрителем и идёт в театральном прокате, - российское документальное кино, под влиянием телевидения, вырождается по форме в научно-популярное, то есть в иллюстрацию тех или иных тезисов; зрителя целенаправленно лишают самой возможности восприятия кино как искусства. "Экклесиа" возвращает главенство эстетики, однозначности суждений противостоит многомерность звука и изображения. Москва, Валаам, Торопец, Сибирь, Крайний Север, Казахстан... Зритель увидит в неофициальной обстановке архиепископа Петропавловского и Камчатского Игнатия (Пологрудова); наместника Валаамской обители епископа Троицкого Панкратия (Жердева); протоиереев Владимира Воробьёва, Александра Салтыкова и многих-многих других: клириков, монашествующих, учёных, артистов, студентов, говорящих о самом сокровенном.