Бета-пресс
Общество Политика Регионы Интервью Экономика За рубежом СССР Техно Культура Литература новости карта ссылки Реклама:
Развитие детей ЭСТЕР
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
☆ от 50 руб./час ☆ AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!

Счётчики:
правильный HTML5 правильный CSS Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Актуальная История
5 ноября 2010, 23:44

В чем истинная суть кризиса российского образования

По словам руководителя Международного института философии и проблем общества Александра Воина, причина кризиса в университетском образовании, в частности в преподавании гуманитарных наук и, особенно, в преподавании философии – не в «смене  социально-политических и экономических парадигм в ведущих странах мира», как то полагают участники круглого стола, а в кризисе рационалистического мировоззрения переживаемого сегодня западным обществом.

Классический рационализм, господствовавший не только в философии, но и в культуре в целом и в социально политической жизни западного общества в эпоху, примерно, от Декарта до Эйнштейна, базировался на представлении об абсолютной адекватности нашего познания познаваемой действительности. Этот стереотип мышления базировался на успехах рациональной естественной науки того времени, механики Ньютона, прежде всего.  И именно эта механика казалась воплощением абсолютного соответствия нашего познания действительности. Но с появлением теории относительности, когда время абсолютное у Ньютона стало относительным, скорости, у Ньютона складывающиеся по формуле Галилея, стали складываться по формуле Лоренца и т. д., выяснилось, что наше познание не отражает действительность абсолютно, как это понималось в классическом рационализме. Это привело к кризису рационалистического мировоззрения сначала в философии, затем в науке в целом, в культуре, политике и даже в экономике западного общества. Ну и конечно, не могло не сказаться на университетском образовании во всем западном обществе, а не только в России.

В самой рациональной науке, включая физику, кризис рационализма привел к размыву границ между наукой и лженаукой, между доказанной теорией и гипотезой и т. д. Отличным примером, иллюстрирующим этот размыв, являются довольно успешные претензии различных лженаук, например астрологии, на зачисление их в статус нормальных. В период классического рационализма они на такие претензии не отваживались. Сегодня жев российской армии существует официальная и оплачиваемая должность астролога. Мало того, несмотря на создание специального комитета при Президиуме РАН по борьбе с лженаукой под руководством академика Круглякова, успехов этой борьбы не видно. И это естественно – как можно бороться с лженаукой, не определив точно границу между ней и настоящей наукой. В культуре в целом, кризис рационалистического мировоззрения привел к падению авторитета в обществе фундаментальной теории вообще и философии, как претендующей на наибольшую фундаментальность, в частности. К распространению плюрализма, понимаемого не как право каждого отстаивать свое представлении о том, что есть истина в том или другом вопросе, а как наличие у каждого своей правды, при полной равноценности и несводимости одна к другой этих правд. И к релятивизации общественной морали: если у каждого - своя правда, то почему не быть и индивидуальной морали.

В политике кризис рационализма привел к деидеологизации партий. (Идеология базируется на теории, а роль теории теперь принижена и само понятие теории размыто). Как следствие деидеологизации, программы партий мало чем отличаются друг от друга, а политическая борьба строится не на разнице программ и идеологий, а на харизме лидеров партий и на применении политтехнологий, пиара, и шоубизнеса, а более всего на сиюминутном состоянии экономики и взваливании ответственности за него на нынешнее или предыдущее правительство.

 Наконец, что касается кризиса университетского образования и особенно падения авторитета философии и гуманитарных наук в целом в нем, то какой может быть авторитет у дисциплины, представители которой разбиты на множество школ, не имеющих никакого общего языка между собой. Могут ли договориться между собой представители, скажем, неокантианства и неоницшеанства в вопросах морали, если у одних она базируется на общечеловеческом моральном императиве, а у других – «у каждого народа свое добро и свое зло»? И ни тот ни другой постулат не имеют под собой обоснования по единому и признанному всеми методу обоснования.

все новости
21 июля 2021 13:33
2 декабря 2020 01:18
27 сентября 2020 15:54
31 августа 2020 10:08
27 августа 2020 23:22
27 августа 2020 23:02
12 августа 2020 10:55
31 июля 2020 15:54
18 июня 2020 23:00
17 мая 2020 01:47
21 апреля 2020 12:50
21 апреля 2020 12:34
1 апреля 2020 00:00
19 марта 2020 12:33
18 марта 2020 19:37
17 марта 2020 12:22
7 марта 2020 18:32
1 марта 2020 00:00
21 февраля 2020 23:57
15 февраля 2020 21:16
21 декабря 2019 18:33
28 октября 2019 23:27
27 октября 2019 12:30
11 октября 2019 19:29
13 мая 2019 11:37
9 января 2019 02:37
28 декабря 2018 00:00
10 декабря 2018 12:13
Все новости...
Информационное агентство "Бета-пресс".
Связь с редакцией. Email: post (на) beta-press.ru
Мобильная версия сайта