Непризнанный художник появился в России спустя полвека
Выставку «Александр Кедрин. Постижение замысла», которая пройдет в период с 30 мая – 15 июня 2014 года, представляют Государственный музей Востока и галерея современного искусства Art Story. Кураторы – Люсинэ Петросян, Светлана Хромченко.
Первая крупная московская музейная экспозиция Александра Кедрина, включающая в себя около 70 живописных работ с конца 1950-х по настоящее время, напомнит столичной публике об удивительном и самобытном мастере. Само место проведения выставки – Музей Востока – выбрано отнюдь неслучайно.
Александр Кедрин вырос и сформировался как художник в Ташкенте, частью под влиянием древних традиций восточной миниатюры и керамики, частью - под воздействием столь мощного мастера символической абстракции, как Александр Волков, которого молодой Кедрин застал в последние годы его жизни. Здесь же Кедрин добился известности как керамист-монументалист и тридцать лет писал «в стол» абстрактные живописные полотна в стиле, который сам называл «метареализмом» («поскольку говорю не о том, что вижу, но о том, что чувствую и понимаю, о чем догадываюсь»).
Композиционной основой ряда полотен стал архетип сада – рая – «парадиза» (в переводе с древнеиранского «отовсюду огороженного места»). Завораживающее сложными ритмами и фактурами, пространство его беспредметных композиций подобно Космосу, подчиненному закону гравитации, в котором взаимодействуют массы и энергии, а температура измеряется по другой шкале – шкале Кельвина.
Творческие и жизненные устои Кедрина формировались в пост-оттепельные годы в кругу общения с московскими художниками и поэтами. Среди его друзей были: Эрнст Неизвестный, Белла Ахмадулина, Эрик Булатов, Андрей Вознесенский и многие другие лидеры культурного андерграунда 1970-х.
«Я не считаю себя новатором или авангардистом, но продолжателем традиций русской и мировой живописи. Традиционно понимая талант как поручение, я преодолел соблазн модернизма и спонтанного самовыражения. Хотя в советском Союзе художников меня всегда почему-то считали авангардистом. Я же всегда считал себя продолжателем традиций русской живописи», – напишет художник, называя в качестве своих учителей в первую очередь Василия Кандинского, а также имена Хоана Миро и Ива Танги.
Творческий путь Александра Кедрина в чем-то типичен для поколения «шестидесятников» – художников, начинавших жизнь в искусстве на рубеже 50-х-60-х годов XX века, к тому же, в провинции, «на национальной окраине СССР», как тогда говорили. Его исключили из художественного училища за организацию выставки «молодых абстракционистов» (за несколько лет до хрущёвского «разгрома» манежной выставки!). Кстати, с тех самых пор, вплоть до 1990 года – тогда впервые в Союзе художников Узбекистана прошла персональная живописная выставка Кедрина – художник не выставлял на публичное обозрение свои абстрактные полотна.
В мастерской, оборудованной в подвале, Кедрин сам установил муфельную печку, начал расписывать и обжигать орнаментальные блюда в традиционной стилистике, перешёл постепенно к крупным формам, и в результате стал видным монументалистом Узбекистана, оформлявшим огромными керамическими панно общественные здания и станции метро города Ташкента.
Власть всё же отторгла его, как и многих представителей его поколения. Уже после распада СССР, вполне успешный и признанный художник решил уехать в США. Двадцать лет Кедрин живёт в Штатах, активно участвует в художественной жизни. Осенью 2003 года он представлял США на Международной бьеннале живописи во Флоренции. Его работы разошлись по многим крупным музейным и частным коллекциям.
Теперь и в России можно увидеть произведения Александра Кедрина, созданные более чем за полвека.