«Суть времени»: вернуть систему образования на уровень советской школы
Как сообщила пресс-служба общественного движения «Суть времени», конференция по теме «Отмена ЕГЭ - первый шаг на пути к возрождению образования», прошедшая 5 декабря 2013 года в Москве, определила предложения по возрождению отечественного образования.
Из уст докладчиков звучали по-настоящему «наболевшие» темы - проблемы работы со студентами, пострадавшими от «подготовки к ЕГЭ». Также выяснилось, что механизмы, запущенные введением системы ЕГЭ, в реальности являются устрашающе разрушительными. Сейчас ЕГЭ одновременно выступает и в качестве государственной итоговой аттестации и в качестве вступительных испытаний в вузы. На деле же можно с уверенностью говорить об отмене выпускных экзаменов в школе, ведь оценка за ЕГЭ никак не влияет на оценку в аттестате, для получения которого достаточно «не двойки» по математике. Система школьного образования также подстраивается к требованиям ЕГЭ. Теперь учеников для сдачи ЕГЭ по любому предмету готовят по одной из стратегий - «получить все что угодно, лишь бы не двойку» и «получить максимальный балл». Знание и понимание предмета здесь, очевидно, неважно. Так как в одном классе одновременно учатся представители обеих стратегий поведения, учитель попросту не может выработать оптимальный режим учебы и идет по пути наименьшего сопротивления – «натаскивания» на ЕГЭ.
Уровень образования в вузах также сильно страдает из-за введения ЕГЭ, так как студентам необходимо подтягивать свой уровень знаний хотя бы до уровня школьной программы. Вузы сейчас фактически создали альтернативную систему вступительных экзаменов, проходящих в форме олимпиад. Показательным является и то, что «флагман» введения ЕГЭ - Высшая школа экономики - сама проводит олимпиады, но всячески старается ограничить в этой сфере другие вузы.
Введение ЕГЭ привело к появлению целого рынка услуг онлайн-поддержки учеников репетиторами на ЕГЭ. С появлением и распространением смартфонов и прочих гаджетов реализовать такую услугу проще простого. Каков результат? Коррупция, с которой должна была бороться система ЕГЭ, вышла на новый уровень своего «развития». 2013 год отличился массой скандалов о «сливе» ответов на ЕГЭ и их распространении в Интернете. По словам чиновников, факт «слива» не повлиял на качество проведения ЕГЭ, хотя на деле именно в 2013 году количество работ, набравших 100 баллов по некоторым предметам, увеличилось почти в 10 раз. Сейчас чиновники ломают голову над тем, как сделать систему ЕГЭ прозрачной и честной, не меняя при этом ни принцип его проведения, ни исполнителей, виновных в этом преступлении: имеются доказательства того, что никаких пресловутых хакерских атак на сервера материалов ЕГЭ совершено не было. Ученым и преподавателям ясно, что система ЕГЭ несостоятельна и не решает ни одну из задач, под которые она создавалась. Ситуацию, которая сложилась в системе среднего образования, можно уверенно назвать кризисной. Для того чтобы преодолеть сложившуюся ситуацию, участники конференции предложили следующее: вернуть выпускные школьные экзамены, наиболее эффективной формой проведения которых является устная форма; отменить системы ЕГЭ и ГИА; систему вузовских олимпиад перевести в систему досрочных школьных экзаменов; для достижения прозрачности и общедоступности осуществить внедрение электронной системы зачисления в вузы.
По итогам конференции с докладом выступил Сергей Кургинян. Он сообщил о том, что проблема введения ЕГЭ является, безусловно, очень важной, и движение «Суть времени» обязательно присоединится к борьбе с системой ЕГЭ. Однако для развития российского образования этой меры недостаточно. Проблемы российского образования лежат гораздо глубже, и для их преодоления необходимо полностью изменить систему образования, основываясь на лучшем из опыта советской школы и современных эффективных образовательных методик. Для достижения поставленных целей будет создан сектор из деятелей образования и науки для разработки новой образовательной программы.