РЖД собираются выпустить облигации
Снижение темпов роста национальной экономики подводит руководство России к сокращению расходной части федерального бюджета, что влияет на размер инвестиций и, как следствие, заставляет ряд компаний с государственным участием оптимизировать собственную деятельность. Но перед РЖД стоит непростая задача по строительству высокоскоростных железнодорожных магистралей в России. Для этого требуются значительные капиталовложения.
Чтобы решить эту проблему, Минфин предлагает РЖД выпустить облигации, однако нужно понимать, что в случае заимствования средств таким образом, через определенный период времени их необходимо будет погашать. Если ценные бумаги будут иметь низкую доходность, многие инвесторы могут проигнорировать желание РЖД привлечь средства в свою компанию, а выпуск высокодоходных облигаций потребует от монополии высокой доходности реализуемых проектов и повышения собственной капитализации. Добиться этого в современных российских реалиях в условиях растущей конкурентной борьбы с авиационным, автомобильным и судоходным транспортом будет весьма непросто.
С другой стороны, опыт ряда стран показывает, что выпуск облигаций является весьма эффективным способом привлечения «длинных» инвестиций. Многие государства, а не только компании таким методом развивают собственную экономику, и удачным примером этого является США. Многие ведущие страны уже на протяжении долгого периода времени занимаются покупкой американских ценных бумаг. Раньше американские облигации характеризовались высокой надежностью возврата средств и большой доходностью, однако после мирового финансового кризиса некоторые страны и компании продолжили скупку облигаций США, чтобы сохранить относительную стабильность мировой финансовой системы. Ряд экспертов утверждают, что существующая экономическая модель ни что иное как глобальная финансовая пирамида. Минимизация роли США в мировой экономике является важнейшим вопросом, но как это реализовать с незначительными потерями, ведущие экономисты пока не пришли к единому мнению, рассуждает первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский союз инженеров», к.э.н. Иван Андриевский.