Выставка Сергея Катрана поместит зрителя в закрытое пространство
Однодневная выставка «Казуар» и презентация книги «Поэмы» Сергея Катрана пройдут 23 апреля 2013 года в Москве, в Государственном Центре современного искусства.
Мероприятие затрагивает традиционный конфликт арт-сообщества и обывателя. Художник дает возможность зрителю войти в «зарешеченное» пространство с одним окном, откуда его рассматривают посетители зоопарка. Кто свободен, а кто находится в клетке? Художник – это субъект или объект внимания? Автор пытается ответить на эти вопросы, используя операционную систему современного искусства.
Сергей Катран – художник-исследователь, предстает перед зрителем совершенно в другой ипостаси. Книга «Поэмы» – его первое крупное издание.
В обсуждении издания примут участие: искусствовед, куратор, автор вступительной статьи к книге «Поэмы» Виталий Пацюков (ГЦСИ); художник, теоретик искусства Анатолий Осмоловский; драматург, кинокритик Олег Шишкин; издатель Мария Миронова (Издательство «Лум/LOOOM»); художник и автор книги Сергей Катран и другие.
- Сергей Катран обращается к поэзии на «ты», рассматривая ее как очищенную свободную материю, готовую всегда превращаться в сверхличное свидетельство, в блистательный документ – без примеси пафоса и вездесущего романтизма…, - говорит искусствовед Виталий Пацюков.
У книги «Поэмы» Катрана сложный жанр, вызывающий в памяти эксперименты ОБЭРИУтов, рождающие аналогии и ассоциации с творчеством Владимира Маяковского.
Те, кто уже знаком с творчеством художника, понимают, что он делает попытку синтезировать разные виды искусства: его «Поэмы» – это одновременно и поэзия, и музыка столь ценимого художником направления минимализма, и визуальная конструкция.
По словам С.Катрана: «Поэзия, скульптура, живопись, кино, музыка, – тексты, объекты, изображения, видео, звуки, – всё это части одного целого. Я всегда стремлюсь к симфонии искусств, к объединению разных областей творчества».
В новый сборник экспериментальной поэзии Сергея Катрана вошли четыре поэмы – «Небо и Земля», «Ракеты Сони», «Река и Мёд», «Конец» и стихопротокол «Игра в дурака». В книге множество секретов, разгадывая которые читатель получает изысканное удовольствие от проделанной работы.
Содержание книги являет собою попытку соединить несоединимое, склеить разбитую чашу мироздания в каком-то новом иррациональном порядке. По меткому определению известного литературного критика, сущность поэтического творчества Катрана в разрешении многолетнего спора между физиками и лириками, главного конфликта советской литературы середины и второй половины прошлого века. Катран решает его в пользу объединения физики и лирики. Формула философской максимы такова: «физика – есть поэзия, лирика – есть физика».