Образ Чехова воплотил трагизм и боль русского народа
Открытие памятника великому русскому писателю Антону Павловичу Чехову состоялось 26 октября 2012 года во Франции, в городе Ницца. Произведение искусства передано в дар от Международной Академии Доброты, Русского Дома в Ницце и установлено на улице Антона Чехова в отеле Оазис, где жил Чехов. Автор памятника – известный скульптор Григорий Потоцкий.
В церемонии открытия приняли участие представители мэрии города Ницца, президент Русского Дома Элен Метлов, скульптор Григорий Потоцкий.
Открытие метода пластического мышления легло в основу работы скульптора над образом Чехова. Между скульптором и писателем как бы состоялся виртуальный диалог: «Не лепи из меня бронзового костюма, бронзовых пуговиц и бронзовых ботинок... » - «А как же лепить?» - воскликнул скульптор. - «Руки знают», – ответил Чехов.
Скульптор отдался во власть своих рук и своих ассоциаций. Когда работа была окончена, он увидел, что создал образ «Донкихотства».
И первым открытием для него стал тот факт, что русская революция была делом гения русского народа: лучшие люди эпохи, в том числе и писатели, зараженные идеей социальной справедливости, оказались повинны в гибели миллионов людей, так как была забыта библейская истина: «Благими намерениями дорога вымощена в ад...» А собака Каштанка, развернувшаяся в воздухе с веревкой во рту, – разве это не пророческий символ всех тех, кто заглотил идею коммунизма?
Скульптурная композиция, стоящая на наклонной плоскости во всей своей красе, – разве не символизирует Россию? Одни катятся в бездну, другие остановились у края, как маленькая фигурка Чехова, а третьи карабкаются вверх.
Правая рука – это ветвь с вишнями, изображающая порубленный «Вишневый сад». На левом плече - знаменитая «Чайка», что стала разочарованием и провалом писателя в первых своих постановках. Скульптура как бы изъедена: писатель был болен туберкулезом. Скульптурная композиция как образ России, изъеденной болью и кризисом общественной жизни. Образ глубоко трагический. И может быть, впервые в скульптурной пластике так мощно выражена сама мысль, глубокое переживание и философское раздумье об эпохе.