Бета-пресс
Заговор против Путина Заря в сапогах конец гражданского общества доктрина
За нападение на покупателей охранники будут лишаться лицензии  Рублёвая цена на элитную недвижимость подскочила в 1,5 раза  Экспорт вооружений поправит российский бюджет  Обслуживание лифтов будет осуществляться под надзором Жилинспекции  Актриса Лилия Лаврова взвалила на себя непосильную ношу  Фракция "Справедливая Россия" не доверяет министру образования  Состоится показ противоабортного фильма "Афон - за жизнь"  Объявлен сбор подписей на предоставление льгот ЖКХ пенсионерам

Древлехранилище

20 января 2010, 14:26
Версия для печати
Добавить в закладки
Собрание старопечатных и рукописных книг

Древлехранилище Лаборатории археографических исследований Уральского государственного университета (ЛАИ) располагает крупнейшей в российской провинции коллекцией старопечатных книг и рукописей. Оно насчитывает более 5,5 тысяч единиц хранения конца XV — XX веков. Особенность хранилища заключается в том, что оно сформировалось в последние 25 лет в результате регулярных археографических экспедиций университета на территории уральского региона, поэтому фонды ЛАИ отражают современное состояние древнерусской книжно-рукописной традиции огромного региона распростершегося от Северного Урала до Казахстана, от самаро-саратовского Поволжья до Тюмени. Наряду с этим они позволяют проследить исторические процессы протекавшие в социально-политической и духовной жизни данной территории, являясь тем самым ценными источниками по истории России.

Русская книжно-рукописная традиция формировалась в течение многих веков на основе византийской книжности, пришедшей на Русь с принятием христианства. Книги Священного Писания и Священного Предания, памятники церковного права и литература, определяющая содержание и порядок богослужебного обряда, произведения житийного жанра и др. составили фундамент древнерусского круга чтения. Русские книжники дополнили его своими оригинальными сочинениями и множеством тематических сборников, созданных на основе как канонических, так и апокрифических христианских книг.

В середине XVI в. на Русь пришло книгопечатание. Но это событие не прервало рукописной традиции, как это случилось в Европе. Одной из особенностей русской книжной культуры стало одновременное взаимопроникающее и взаимодополняющее существование как печатной, так и рукописной книги. Причиной тому была государственная монополия на книгоиздание, существовавшая в России до конца XVIII в. Сильнейший толчок и определенную специфику развитию древнерусской книжной традиции дал раскол русской церкви середины XVII в. Старообрядцы, оказавшиеся в оппозиции и к официальной церкви, и к государству развернули активную полемику со своими оппонентами, в ходе которой происходило оформление их идеологии. По новому были прочитаны и истолкованы многие сочинения раннехристианских писателей, создан огромнейший пласт оригинальной литературы.

В начале XVIII в. было налажено старообрядческое книгопечатание, сначала за пределами России, позднее — нелегально в стране.

На Урал книжность пришла вместе с русской колонизацией в XVI в. В XVIII в. Урал стал одним из крупнейших центров старообрядчества, что усилило приток книг в этот район, а также стимулировало их переписку и сочинительство.

Все особенности древнерусской книжно-рукописной традиции нашли отражение в коллекциях ЛАИ УрГУ. Учительные сборники и служебная литература, оригинальные полемические и эсхатологические сочинения старообрядцев, образцы позднего русского летописания, памятники историко-демографического и естественно-научного характера, певческие рукописи, зафиксировавшие оригинальные древние способы записи музыкальных текстов входят в состав коллекций.

Фонд дает возможность проследить всю историю развития восточно-русского кириллического книгопечатания, от его истоков до начала XX в., а также отражает основные этапы развития западно-русского книгопечатания. Древнерусская книжно-рукописная традиция как живой элемент культуры дошла до наших дней благодаря усилиям старообрядцев. С этой социальной группой и работают археографические экспедиции. Именно старообрядчество как среда бытования памятников кириллической письменности является объектом изучения полевой археографии. Поэтому наличие в составе коллекций Древлехранилища ЛАИ УрГУ наряду с памятниками литературы архивных документов (материалов поместных старообрядческих соборов, переписки видных деятелей старообрядческого движения XX в., фотографий конца XIX – начала ХХ вв.), является не случайным.

Старообрядчество представляет собой сложное общественно-религиозное движение, делящееся на согласия и толки в зависимости от обрядовой практики. Особенности этой практики наложили определенный отпечаток и на круг используемой ими литературы.

Территорию, на которой работает Уральская археографическая экспедиция, населяют представители большинства старообрядческих согласий. Примерное размещение старообрядцев показано на прилагаемой карте. Один значок, соответствует определенному согласию и означает отдельных его приверженцев, два – группы сторонников, три значка – функционирование соответствующего объединения и регулярное отправление культа. Информация эта не является исчерпывающей, особенно по Пермской области и Поволжью. Кроме того, ситуация в отдельных районах может достаточно быстро меняться, а постоянно отслеживать ее на большой территории достаточно сложно. В связи с процессами урбанизации в областных, республиканских центрах и крупных городах появились старообрядцы практически всех согласий, имеющихся в округе. Иногда условные значки, обозначающие эти согласия, помещены в круг, обозначающий город, иногда – размещены вокруг него. Поповщина на Урале представлена белокриницким или "австрийским" согласием и беглопоповцами. "Австрийцы" ведут историю своей иерархии с 1846 г. – времени присоединения к староверию греческого митрополита Амвросия в Белокриницком монастыре на территории Буковины (тогда – Австрия). На Урале белокриницкие появились уже в 1850-е гг., а к началу XX столетия Екатеринбург был признанным центром "австрийцев" не только Пермско-Тобольской епархии, но и всей России. Средний Урале был родиной таких известных в согласии людей, как архиепископ Московский Савватий (1882–1898), епископы Геннадий (1856–1881), Константин (1862–1881), Антоний (1894–1918), Иоанникий (1919–1930). Перед революцией в крае насчитывалось несколько тысяч последователей белокриницкого согласия, объединенных в десятки общин. В настоящее время численность "австрийцев" по сравнению с другими согласиями невелика. Центр местной епархии находится в г. Самаре (бывший Куйбышев).

Беглопоповщина первоначально достаточно широко распространенная на Урале (преимущественно в заводских центрах – Невьянске, Нижнем Тагиле и в самом Екатеринбурге), к 1830-м гг., в виду отсутствия у старообрядцев беглых попов трансформировалась в "стариковщину" (часовенное согласие). Беглопоповская церковь возродилась в 1923 г. приняв обновленческого архиепископа Николая (Позднева). После этого термин "беглопоповщина" утратил прежний смыл и применяется по традиции. Самоназвание согласия – Древлеправославная церковь (ДПЦ). С 1963 г. духовным центром ДПЦ являлся г. Новозыбков (Брянская обл.). На Среднем Урале в настоящее время существует незначительное количество членов ДПЦ, которыми с 1977 г. руководит местный епископ Леонтий (Кречетов).

Беспоповское направление в старообрядчестве представлено часовенными, поморцами, федосеевцами, филипповцами, спасовцами, бегунами, сидяками, самокрестами и др.

Часовенное согласие (стариковщина) окончательно оформилось в первой трети XIX в., когда старообрядцы-поповцы, длительное время не имели возможность получить священство и стали, фактически, беспоповцами. Важнейшим отличием часовенных от других беспоповцев остается лишь отказ от перекрещивания тех, кто приходит к ним из других согласий. Центрами часовенных в пределах Урала считаются храм и скит в д. Захарове (близ Лысьвы, Пермской области), г. Невьянск, пос. Большая Лая (Свердловской обл.). Поморское согласие (Древлеправославная Поморская Церковь) ведет свое родословие от отцов Соловецкого монастыря и Выговского общежительства на Севере России. На Урале первые поморцы появились уже в начале XVIII в., и хотя их число традиционно было невелико, они играли большую роль в местном старообрядческом движении.

Филипповцы и федосеевцы разошлись с поморцами, главным образом из-за отношения к проблеме бессвященнословного брака. Наиболее радикальные филипповцы до сих пор последовательно соблюдают небрачие, отказываясь от совместных молений со "староженами" и "новоженами". Представители этих согласий в настоящее врем живут в Кировской области.

Спасово согласие (нетовцы) отличаются от прочих беспоповцев тем, что не перекрещивают приходящих к ним из других толков. Название согласия происходит от того, что его последователи "надеются на одного Спаса" (спастись можно только через Исусову молитву и покаяние Богу наедине).

Бегунское согласие возникло на основе истинно-православных христианских странствующих (ИПХС). Эта организация по-прежнему остается законспирированной, ее сторонников выявить обычными методами полевой археографии, практически, невозможно. Только в силу случайных обстоятельств удалось обнаружить на территории Свердловской области три предела – низовые ячейки ИПХС и установить с ними контакт. Предел включает 1-2 "кельи", в которых обитают собственно "странствующие", порвавшие с "миром", и связанных с ними "благодетелей", оказывающих им поддержку.

К числу оригинальных местных течений старообрядчества принадлежат сидяки. Это смешанная в этническом отношении (мордовско-русская), но одноязычно русская группа старообрядцев, от слова "сидеть", в центральной Башкирии. Это потомки переселенцев начала века из Мордовии. Староверие они, вероятно, принесли с собой. На новом месте среди них, во многом в результате репрессий конца 1920 – 1980-х гг., не оказалось достаточного количества людей, знакомых с отправлением культа. Поэтому они отказались от богослужения и ограничили свои собрания чтением нравоучительной литературы (Толкового Евангелия, Иоанна Златоуста, Прологов и проч.); при котором во время службы разрешается сидеть, отсюда и прозвище.

Фонд Древлехранилища ЛАИ УрГУ систематизирован по территориальному признаку и состоит из 27 постоянно пополняющихся коллекций. В предлагаемом обзоре коллекций даны аннотации собраний, указатель старопечатных книг по типографиям и названиям изданий, а также хронологически-алфавитный указатель рукописей. В указателях даны отсылки на инвентарные номера книг в хранилище.


  
2 февраля 2017 15:57
19 декабря 2016 17:56
16 декабря 2016 20:55
16 декабря 2016 20:48
9 декабря 2016 16:32
5 декабря 2016 21:34
3 декабря 2016 14:43
1 декабря 2016 13:30
1 декабря 2016 11:13
1 декабря 2016 10:35
23 ноября 2016 22:11
18 ноября 2016 21:20
16 ноября 2016 20:28
16 ноября 2016 15:44
13 октября 2016 21:19
7 октября 2016 21:51
7 октября 2016 21:36
7 октября 2016 20:44
30 сентября 2016 17:56
30 сентября 2016 17:36
29 сентября 2016 18:01
29 сентября 2016 17:23
28 сентября 2016 17:04
28 сентября 2016 16:25
20 сентября 2016 12:29
20 сентября 2016 11:49
17 сентября 2016 20:01
16 сентября 2016 13:26
Все новости...
Информационное агентство "Бета-пресс".
Связь с редакцией. Email: post (на) beta-press.ru
Мобильная версия сайта