Бета-пресс
Общество Политика Регионы Интервью Экономика За рубежом СССР Техно Культура Литература новости карта ссылки Реклама:
Развитие детей ЭСТЕР
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
☆ от 50 руб./час ☆ AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!

Счётчики:
правильный HTML5 правильный CSS Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Актуальная История Яндекс.Метрика

Воссоздать симфонию властей

Когда мы говорим о Церкви, то, прежде вс 16 марта 2007, 14:39
Версия для печати
Добавить в закладки
Россия по конституции – светское государство. Церковь от государства отделена

Но из этого вовсе не следует, что Церковь должна быть отделена от общества, что она не смеет  выходить за пределы церковной ограды, и должна замкнуться исключительно на ритуально-обрядовой стороне своего служения.  Во все времена священнослужители – носители духовной, метафизической истины, - были не просто «служителями культа» (а именно такую резервацию для Церкви выделяли сторонники «диалектического материализма»), но пастырями, учителями и просветителями человеческих душ. И сейчас – после десятилетий советских и постсоветских экспериментов, именно Церковь остается, пожалуй, единственным социальным институтом, доверие к которому не утрачено.

Когда мы говорим о Церкви, то, прежде всего, имеем в виду Русскую Православную Церковь. Ведь результаты социологического опроса, проведенного недавно ВЦИОМ, свидетельствуют о том, что православными себя считают 63% жителей России, в то время как к убежденным атеистам себя причислили лишь 16% опрошенных. Посему и Всемирный русский народный собор, который ежегодно проводится под эгидой Московской Патриархии – имеет не сугубо узко-церковное, но  социально-политическое измерение.

Достаточно сказать, что в работе нынешнего, XI-го по счету собора приняли участие не только иерархи и духовенство РПЦ, представители Русской православной церкви за рубежом, старообрядчества  и традиционных конфессий, но и министры, губернаторы, сенаторы и депутаты (кстати, не исключая лидера Компартии Геннадия Зюганова).

Но лишь на первый взгляд может показаться, что прошедший в начале марта собор был всего лишь демонстрацией лояльности Церкви государству, и полнейшим одобрением того, что в последние десятилетия происходило в стране. Напомним, что на соборе откровенно и нелицеприятно говорилось о том, что, по мнению наших либералов, является естественной и неотъемлемой частью бытия – а именно о катастрофическом разрыве между богатыми и бедными. «Монахи и священники рассуждают о макроэкономике», - не без иронии замечали журналисты. Но кому как не Церкви говорить о язвах и пороках этой самой макроэкономики, коль скоро в самой ее основе лежит дух и стяжательства и сребролюбия – а сребролюбие, по слову святого апостола Павла, есть корень всех зол.

«Культ обогащения как главной цели жизни человека проповедуется с академических кафедр, политических трибун, телеэкранов, газетных и журнальных страниц», –  с горечью констатировал святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий. И как подчеркнул митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, именно те вчерашние партийные и комсомольские работники, что ещё недавно с трибун призывали народ к построению общества равенства и справедливости, в постсоветской России стали миллиардерами. «Стыдно перед всем миром», - сказал владыка Кирилл, - что когда одни позволяют себе роскошные развлечения, другие (а их как минимум 20%) живут настолько ниже прожиточного минимума, что это становится неприличным.

«У нас есть колоссальные природные ресурсы, высокий уровень образования народа, и, когда нас спрашивают: почему вы бедны, мы не можем найти ответа». Ответом на вызовы современного мира может стать построение в России этически – нравственно ориентированной экономики, о которой говорил в своей речи предстоятель РПЦ Алексий II.

Ряд идей, высказанный участниками конгресса, уже сейчас получает воплощение в действиях власти: к примеру, Россия отказывается подписывать Европейскую Энергетическую хартию, которая предоставила бы Западу возможность бесконтрольного доступа к нашим природным ресурсам. Идет работа по созданию нефтегазовой биржи – этот проект был поддержан президентом Владимиром Путиным. И как заметил митрополит Кирилл, многое делается в рамках национальных проектов – тот же «материнский капитал», позволяющий поддержать молодые семьи. Что-то – например, справедливое перераспределение Стабфонда – возможно, дело будущего.

Но Церковь взяла на себя смелость – и вполне обоснованно! – предложить государству и обществу идею, коренным образом меняющую всю парадигму современного экономического и политического строя. «Россия должна быть современной развитой промышленной и аграрной державой, с высоким уровнем образования и развитыми институтами гражданского общества. Но одновременно должна оберегаться духовно-нравственная основа нашего бытия - иначе страна погрузится в хаос. Реформы в нашей стране не должны посягать на культурный код России. Это значит, что при проведении модернизации страны надо искать ценностные основания в собственной духовно-культурной традиции. Модернизируясь, Россия не должна разрушать своей духовной и культурной матрицы, сформировавшейся на протяжении тысячелетней истории и лежащей в основе единства нации.

Модернизация России станет на прочные ноги только в том случае, если мы будем искать вдохновения в собственной традиции, соединяя современность с историческим опытом нашего народа», - было сказано митрополитом Кириллом. Итак, модернизация без вестернизации. Такую чеканную формулу предложил XI Всемирный русский народный собор. В эту формулу возрождения независимой сильной державы укладывается идея и «суверенной демократии» - об этом говорили участники встречи, где напомним, присутствовало множество представителей властной элиты. Но Русский народный собор предлагает большее. Радикальное обновление, головокружительный технологический прорыв – но при этом верность национальному духу, Традиции и вечной Христовой истине. Церковь предлагает народу и элите выход из нынешнего тупика, и очевидно, что в строительстве новой России духовные иерархи сыграют важнейшую роль.  

Но каким будет это сотрудничество? Очевидно, что это не слияние Церкви и государства – это мы уже «проходили» в синодальный, петербургский период, и такая бюрократизация ни к чему хорошему не привела. И не отторжение государства от животворного духовного водительства Матери-Церкви. А уникальный принцип, пришедший из Второго Рима – Константинополя, и воспринятый Третьим Римом – Московским царством, Святой Русью, - принцип симфонии священства и царства – созвучия и сотрудничества власти светской и власти церковной.


Михаил Мошкин  
2 декабря 2020 01:18
27 сентября 2020 15:54
31 августа 2020 10:08
27 августа 2020 23:22
27 августа 2020 23:02
12 августа 2020 10:55
31 июля 2020 15:54
18 июня 2020 23:00
17 мая 2020 01:47
21 апреля 2020 12:50
21 апреля 2020 12:34
1 апреля 2020 00:00
19 марта 2020 12:33
18 марта 2020 19:37
17 марта 2020 12:22
7 марта 2020 18:32
1 марта 2020 00:00
21 февраля 2020 23:57
15 февраля 2020 21:16
21 декабря 2019 18:33
28 октября 2019 23:27
27 октября 2019 12:30
11 октября 2019 19:29
13 мая 2019 11:37
9 января 2019 03:11
9 января 2019 02:37
28 декабря 2018 00:00
10 декабря 2018 12:13
Все новости...
Информационное агентство "Бета-пресс".
Связь с редакцией. Email: post (на) beta-press.ru
Мобильная версия сайта