Бета-пресс
Общество Политика Регионы Интервью Экономика За рубежом СССР Техно Культура Литература новости карта ссылки Реклама:
Развитие детей ЭСТЕР
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
☆ от 50 руб./час ☆ AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!

Счётчики:
правильный HTML5 правильный CSS Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Актуальная История

Значение деятельности имама Шамиля и его роль в истории Кавказа

Связь с народами России, как в культурно 6 марта 2013, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Фундаментальные основы того, что сегодня народы Северного Кавказа решительно противостоят религиозному экстремизму и всем его проявлениям, заложил в XIX веке Имам Шамиль

Положение дел на Кавказе сегодня таково, что сразу несколько полярных сил борются за своё превосходство в этом регионе.

Влияние Турции на политическую ситуацию на Северном Кавказе всегда было значительным и во времена Газавата на Турцию смотрели как на огромную мусульманскую державу, способную оказать помощь малым мусульманским народам. В отличии от шиитского Ирана уважение к братской суннитской Турции было велико, к тому же Турция не предпринимала походов на Дагестан и Северный Кавказ с целью покорить ее народы. Но и надеждам, возлагаемым на нее во времена Имама Шамиля, не суждено было сбыться. Турция предпочла мир с Россией помощи единоверцам.

Ещё один факт, говорящий о том, что Турция хоть и является важным игроком в этом геополитическом противостоянии, но не играет в нём главенствующей роли, это то, что Турция упустила свой шанс, данный ей ещё во времена Имама Шамиля, когда она оказалась неспособной поддержать его борьбу за Свободу. И сейчас уже, во времена первых чеченской войны, не смогла осуществить план отторжения Кавказа от России. План, который скорее является продукцией нескольких стран (инспирированный волей инферальных сил) и проводящих их волю политических и религиозных организаций.

Сейчас иные силы действуют на Кавказе. Пантюркистская идеология, хотя она также неприемлема для Кавказа, так как большинство кавказских народов не имеют ни тюрских корней, ни являются тюркоговорящими изначально, ещё не самая опасная. Не самая опасная, как для России, так и для Кавказа, по сравнению с тем, что сейчас, словно чёрные тучи, проникает на Кавказ, препятствуя его поступательному движению на пути сближения с Россией.

Потому теперь этот план осуществляют другие игроки, перед акциями которых действия турецкой стороны кажутся «мягкой» борьбой за влияние в регионе, несмотря на то, что Турция нарушила ряд важных правил, показав, что собственные интересы для неё превыше принципов свободы и справедливости.

Фундаментальные основы того, что сегодня народы Северного Кавказа решительно противостоят религиозному экстремизму и всем его проявлениям, таким как сепаратизм и вооружённое сопротивление, заложил в XIX веке Имам Шамиль. Остановив кровопролитную войну и заключив мир с Россией, он направил свои народы по пути мирного развития.

Такой путь стал возможен только после многолетней борьбы горцев за свои права и свободы против политики покорения, которая, с присущими любой империи примитивизмом, высокомерием и жестокостью, проводила царская администрация. За время этой борьбы определилось самосознание народов, в большинстве своём выступивших против подчинения иноземному царю и его войску. Нежелание подчиниться экспансии чуждой идеологии и религии определило выбор народов в пользу войны и поддержки своих лидеров, и в частности Имама Шамиля. Народы ощутили себя причастными единому духу в их общей борьбе против огромной грозной силы, цели и стратегия которой понималась ими лишь в контексте завоевания их территорий и насаждения среди населения собственной, чуждой им культуры.

Борьба эта сплотила их судьбы навеки. Заставила российскую власть хоть в какой-то степени начать уважать их интересы и прислушиваться к их мнению. И наконец, этот опыт избавил народы от подмены истинной борьбы той, что сейчас навязывается на Кавказе.

Благодаря той священной войне народы Кавказа сегодня отвергли войну, не имеющую ничего общего с той благородной борьбой праведных имамов.

Время войны рождает великих героев и праведников. Мирное время благотворит расцвету культуры, искусства и экономики. А мир на Кавказ пришёл лишь во второй половине двадцатого столетия.

Однако тем, кому не творилось в лоне российской цивилизации, проявили свой талант за её пределами. И всё же основная область, где проявился творческий дух Кавказских народов, это духовная сфера и религия. Дагестанская земля родила немало учёных-суфиев, значимость деятельности которых ценима лишь теми, кто пользуется плодами их религиозного и просветительского творчества, одухотворяющего жизнь и помыслы людей. Недаром во времена сталинских репрессий таких людей уничтожали тысячами. Затмить светильники духа невозможно, они всё равно будут нести свет душам, а значит надо было уничтожить их физическую оболочку, оборвать их связь с этим миром.

Плоды такой политики государства мы и пожинаем сегодня. Опустошённые ниши стали заполнять лжеучителя, приходящие извне.

В этом отношении суфийский путь Шамиля, его религиозная одарённость и искренняя, огненная вера, незнакомая фанатику, имеет великое значение. Во многом благодаря его подвижничеству на пути следования Накшбандийскомому тарикату, удалось сохранить преемственность традиций и передать нити пути следующим поколениям подвижников вплоть до наших времён.

Мир с Россией явился следствием необходимости не только по причине бессмысленности многолетнего противостояния державе, которая неизмеримо больше по всем меркам. Здесь следует видеть Провиденциальную волю.

Нельзя обесценивать национально-освободительную борьбу горцев. Кавказ и его народы стали заложниками большой метаисторической борьбы. Она длилась веками. До России были другие империи: Халифат, Иран, империя Тамерлана и т.д. И всегда силы народные, объединённые в общей борьбе, оказывали сопротивление противнику грозному, беспощадному, не изыскивая в действиях агрессора, в его экспансии миссионерского значения для себя.

Невозможно признавать право одного народа на отстаивание своих свобод, отрицая право других. Называть борьбу горцев во главе с Шамилем явлением анти-провиденциальным, значит видеть в целях Провидения отсутствие главного Божественного принципа - Свободы, и права на неё каждого.

«Я объединил свой народ, чтобы он никогда не был разделён и никогда не знал врагов внутренних...» (Имам Шамиль)

Провидению вряд ли нужны покорённые рабы, лишённые собственного национального самосознания. А борьба Шамиля - это и есть борьба за самосознание. Тот, кто не ценит этого явления, не может и определять его ценность.

Шамиль есть тот, кто отменил, сломал крепостное право и рабство на Северном Кавказе, тогда как в России оно ещё продолжало существовать.

Изначально Россия реализовывала план Ермолова и проводила жестокую политику на Кавказе. Это общепризнанный факт. Ермолов и его предшественники проводили политику выселения кавказцев с их исконных мест. И более миллиона (по разным данным, от 1 800 000 до 3 097 949 человек.) кавказских беженцев (мухаджиров) - черкесов, аварцев, чеченцев и множество других народов, лишившихся своей Родины, здесь явный пример. Царизм никогда не имел способности договариваться, но всегда выступал с позиции силы. Как вызов всему человеческому на свете звучит этот документ, вручённый вместе с орденом от имени императора генералу-губернатору Терской области Н. Евдокимову.

«Представленное Вами в 1860 году и одобренное Нами предложение о способе действий для скорейшего окончания войны на Западном Кавказе, увенчалось ныне блистательным успехом… доказывающим основательность принятых по соображениям Вашим мер. В три года времени умиротворенный и совершенно очищенный от враждебности нам туземного населения Западный Кавказ уже в большей части своей занят прочно водворенными русскими населениями…»

Повторюсь, лишь эта Борьба горцев заставила государство изменить методы покорения Кавказа.

За время войны сотни тысяч человек было убито среди горского населения. Для малочисленных народов это было сродни истреблению. Из-за непрекращающейся войны вырождалась экономика. В этой связи возникают разговоры о деспотии Шамиля, которые, мягко говоря, являются нечестными разговорами. Да, он не давал выродиться людям, их культуре, их независимости, иногда путём жёстких мер, и это поистине лучше, чем любая западная демократия, жертвой которой, в конце концов, едва не стала сама Россия. Но критика действий имама не может быть сведена лишь к жестоким и неблагоприятным условиям того времени, происками противников и иными субъективными факторами. Столкнувшись с препятствиями по наведению порядка внутри своих владений, испытав на себе ярость противодействия местных феодальных образований и их правителей, Шамиль не сумел, по причине излишней воинственности движения мюридизма и напора его наиболее активных представителей, найти мирный способ решения многочисленных конфликтов, что привело к кровопролитию и расколу, в частности в Дагестане. В пример здесь можно привести гибель династии ханов Аварии.

На внутреннерегиональных противоречиях, само собой, действовали и противники Шамиля. Именно царская администрация в борьбе против Шамиля была замешана на стимулировании коррупции и подкупа, как в отношении идейных противников Шамиля, так и его сторонников. Не секрет, что царская политика стимулировала коррупцию на Кавказе, что устраивало местных князьков в их политике лавирования между царской администрацией и горскими обществами, ради утверждения собственной власти в Дагестане и Чечне. В следствии политики подкупов и экономической блокады горских поселений, Шамиль был покинут многими. Эти слова Имама: «я сдался только тогда, когда в горах народ питался травой» - говорят о безысходности дальнейшего сопротивления и целенаправленной линии царской политики на Кавказе по истощению народных сил и разрушению экономики государства Шамиля.

И всё же многое в том, что несла с собой Россия, было положительным, в том числе и для кавказских народов: связь с народами России, как в культурно-экономическом отношении, так и во всех сферах, играла важное значение. И Шамиль, как политик, хорошо понимал это.

Шамиль и раньше был открыт к переговорам о мире. Однако многие заключённые ранее соглашения российскими политиками на Кавказе не выполнялись. (Напомню, что в России находились двое сыновей Имама, один из которых стал полковником царской армии.) Когда же срочно понадобился мир, в ход были пущены все средства, от военных до политико-дипломатических и финансовых. Мир на Кавказе являлся стратегически важным для России. Война становилась неприемлемой и невыгодной во всех отношениях. Те, кто её начинал, уже почили в бозе или получили заслуженное воздаяние, другим же приходилось искать иные пути исправления ситуации на Кавказе.

В письме Горчакова к Барятинскому мы видим призыв к «воскрешению муз».

ПИСЬМО КАНЦЛЕРА ГОРЧАКОВА ГЕН.-АДЪЮТ. БАРЯТИНСКОМУ О ЗНАЧЕНИИ МИРА НА КАВКАЗЕ 26 июля 1859 года.

Дорогой князь!

Шамиль имеет своего агента в Константинополе. Агент этот явился к кн.Лобанову, выразил ему желание своего доверителя вступить в переговоры и спросил, входит ли в виды императорского правительства соглашение с Шамилем и на каких условиях.

Е.и.в. приказал мне телеграфировать Лобанову, что он может выдать агенту Шамиля пропуск в Тифлис, и что Вы имеете столь широкие полномочия от нашего августейшего монарха, что можете сами войти с агентом в соглашение. Лобанов уведомит, конечно, Вас непосредственно о последствиях этого обстоятельства.

Политический горизонт, дорогой князь, далеко не ясен. Свидание в Виллафранке может привести к новым комбинациям, исход которых пока никому предвидеть нельзя. Весьма возможно, что цюрихские переговоры будут иметь последствием конгресс, или Европейскую конференцию, которая займется разрешением весьма важных вопросов, касающихся всеобщего равновесия и взаимных отношений великих держав.

Если бы Вы дали нам мир на Кавказе, Россия приобрела бы сразу одним этим обстоятельством в десять раз больше веса в совещаниях Европы, достигнув этого без жертв кровию и деньгами. Во всех отношениях момент этот чрезвычайно важен для нас, дорогой князь. Никто не призван оказать России большую услугу, как та, которая представляется теперь Вам. История открывает Вам одну из лучших страниц.

Да вдохновит Вас бог!

(Рукописный Фонд Института Истории Языка и литературы Дагестанского научного Центра РАН, д. 1250, лл. 14-15. Копия).

Условия сдачи Шамиля были таковы - вернее, было дано понять, что произойдёт, если он не согласится на предложенные ему условия: в сопротивляющихся регионах Дагестана и Чечни будут выжжены целые сёла, а мужское население перебито или сослано. О Семье Шамиля и его приближённых уже никто не позаботится. Если же Шамиль примет условия, предложенные ему, всего этого можно избежать, и он пойдёт в почётный плен, как шейх, религиозный вождь, как лидер народа, отвечающий за его будущее, кем он и был всегда.

Уполномоченный по переговорам полковник Лазарев произнёс слова, ставшие историческими:

«Шамиль! Всему миру известно о твоих подвигах и слава их не померкнет; если ты, покоряясь силе судьбы, выйдешь сегодня к Главнокомандующему и передашься великодушию Государя Императора, то спасёшь от гибели тысячу человек, оставшихся в живых и тебе преданных. Заверши свои славные подвиги поступком благоразумия и великодушия».

И Имам, 35 лет воевавший без страха и упрёка лицом к лицу с противником, мечтавший умереть ради Всевышнего в бою, имея более двух десятков тяжёлых ранений, согласился на переговоры с князем Барятинским и стал новым заложником в стане царя, который принял его искренне, с почётом и уважением.

15 сентября 1859 года в Чугуеве Александр Второй принял Шамиля, обнял и поцеловал его, произнеся : «Я очень рад, что ты наконец в России; жалею, что это случилось не ранее! Ты раскаиваться не будешь. Я тебя устрою и мы будем жить друзьями!»

Наступил новый этап в судьбе народоводителя-шейха. За время плена и беспрестанных молитв, духовного подвижничества, суфий-мистик шейх-Шамиль (названный в честь пророка Самуила), освобождал свою карму воина, приготовляясь к последнему пути. Наградой за непокорность перед несправедливостью стало временное успокоение его души на земле бывшего противника. Покорность Воле Божьей успокаивала и примиряла его, и выразилась она в обращении к народу, в котором явно ощущение Провиденциальной роли России. Иначе, плену и соглашению со страной, не несущей «печати Божьей на челе», он предпочёл бы смерть и забвение.

«...Бедный мой народ, вы вместе со мной искали покоя в войнах, переживая одни несчастья. Оказывается, покой можно найти только в мирной земной жизни и не только здесь, а и там, в горах... В отношении с русскими следуйте моему примеру, ибо их деяния, если поставить на чашу весов справедливости, перетянут больше в сторону добра.

Бедный раб Шамиль...»

Обозначив пути родного народа, Шамиль завершал свою миссию на земле...

Годы в плену стали периодом обретения духовной мудрости вождя. Но ни один день, несмотря на то, что он проникся уважением к России и её государю, не желал он оставаться в этом почётном плену (тем более что из-за калужского климата умерли его дочь, жена и любимая невестка ) и постоянно обращался с просьбами к царю, дать ему возможность переехать в святые места, в Мекку. И в последние годы жизни Шамиля царь выполнил его просьбу. И Имам навсегда удалился на Родину Пророка, где был принят как истинный шейх.

Умер Имам Шамиль - великий шейх тариката - в семидесятипятилетнем возрасте в своём доме в Медине.

Предание гласит: когда он последний раз молился у могилы Пророка в Медине, явился ему облик Мухаммада и говорил с ним ясной речью, и позволил поцеловать ему руку.

Вернувшись домой просветлённым и взволнованным, он поведал о произошедшем своим жёнам, после чего погрузился в безмятежность. 4 февраля 1871 года на 75-м году жизни Имам Шамиль завершил свой земной путь.

Послесловие

Русское слово родомысл, означающее, если говорить своими словами - великий деятель, исполин, вождь народа, исполняющий миссию, возложенную на него Свыше, не менее подходит к личности, роли в истории и деяниям Имама Шамиля. Построение им единого государства на большой территории Северного Кавказа, установление в нём законов мусульманской религии с сохранением среди горских народов лучших кавказских обычаев, традиций и законов, существовавших веками, подтверждает высоту миссии Шамиля, направленную на консолидацию различных слоёв общества и в первую очередь свободных узденей, не желавших признавать над собой светскую власть; превращение разрозненных племён и национальностей в единый народ Дагестана.

Судьбой наделяет Всевышний, а не случай. В истории нет сослагательных наклонений. Всё, что предназначено - человек исполняет, свободна только воля его на предписанном пути и действие, которое он осуществляет, осуществляет он сам и никто за него.

Шамиль - Воин, вождь, шейх. Как воин он победил. Как вождь он проиграл, спасая народ. Как шейх (раб Бога), он исполнил свою судьбу, освободив сознания людей от необходимости безвольного подчинения местным феодалам и политике, проводимой самодержавием.


Марат Шахманов  
Комментарии:
Оставить комментарий
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать (максимум 2000 знаков)?
21 июля 2021 13:33
2 декабря 2020 01:18
27 сентября 2020 15:54
31 августа 2020 10:08
27 августа 2020 23:22
27 августа 2020 23:02
12 августа 2020 10:55
31 июля 2020 15:54
18 июня 2020 23:00
17 мая 2020 01:47
21 апреля 2020 12:50
21 апреля 2020 12:34
1 апреля 2020 00:00
19 марта 2020 12:33
18 марта 2020 19:37
17 марта 2020 12:22
7 марта 2020 18:32
1 марта 2020 00:00
21 февраля 2020 23:57
15 февраля 2020 21:16
21 декабря 2019 18:33
28 октября 2019 23:27
27 октября 2019 12:30
11 октября 2019 19:29
13 мая 2019 11:37
9 января 2019 03:11
9 января 2019 02:37
28 декабря 2018 00:00
Все новости...
Информационное агентство "Бета-пресс".
Связь с редакцией. Email: post (на) beta-press.ru
Мобильная версия сайта