Бета-пресс
Заговор против Путина Заря в сапогах конец гражданского общества доктрина
За нападение на покупателей охранники будут лишаться лицензии  Рублёвая цена на элитную недвижимость подскочила в 1,5 раза  Экспорт вооружений поправит российский бюджет  Обслуживание лифтов будет осуществляться под надзором Жилинспекции  Актриса Лилия Лаврова взвалила на себя непосильную ношу  Фракция "Справедливая Россия" не доверяет министру образования  Состоится показ противоабортного фильма "Афон - за жизнь"  Объявлен сбор подписей на предоставление льгот ЖКХ пенсионерам
Общество Политика Регионы Интервью Экономика За рубежом СССР Техно Культура Литература новости карта
Счётчики и реклама:
правильный HTML5 правильный CSS Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Актуальная История

Бандиты и ваххабиты

Бандиты и ваххабиты 4 декабря 2012, 18:29
Версия для печати
Добавить в закладки
Парламент Дагестана принял решение о полном законодательном запрете ваххабизма на всей территории республики

Сегодня внимание всех россиян приковано к регулярным и беспрецедентным по жестокости и цинизму диким террористическим актам на . В информационных сводках в разных сочетаниях и вариациях звучит слово "ваххабиты". Одновременно с этим некоторые религиозные деятели и средства массовой информации заговорили о проникновении ваххабитских идей и структур в Центральную Россию, в Прикамье. Разобраться во всех этих непростых вопросах и новых для нас понятиях мы попросили компетентного специалиста-исламоведа. Наш собеседник - декан истфака педуниверситета, кандидат исторических наук Александр Вертинский (декан истфака пермского педуниверситета. Один из авторов вузовского учебника "Религия в истории и культуре", в котором написал главы о восточных религиях).

- Александр Владимирович, давайте разберемся с определением ваххабизма. Что это такое?

- Начнем с того, что ислам не является некоей единой религией. Сегодня в исламе, как в яркой многоцветной палитре, насчитывается более семидесяти различных направлений. Ваххабизм - одно из них. Согласно классической точке зрения ваххабизм возник в середине XVIII века. Его основателем был Мохаммад ибн Аль-Ваххаб, известный аравийский теолог и проповедник. О Ваххабе известно, что уже с 10 лет он знал наизусть практически весь Коран. С 12 лет Ваххаб начал проповедовать. В 25 лет он стал кадием - шариатским судьей, получив в этом качестве славу справедливого и мудрого арбитра. Эта популярность была настолько велика, что ещё при жизни Ваххаба его учение стало официальной религией аравийского оазиса Неджд, правителем которого был Мохаммад Ас-Сауд - основатель династии саудитов - царствующей династии Саудовской Аравии. Так возник ваххабизм.

- В чем его суть?

- Ничего нового Ваххаб не изобрёл. Если посмотреть его труды, проповеди, в частности - переведенную на русский язык известную проповедь "Блеск метеора", становится ясно: Ваххаб постоянно призывает к возвращению к первоначальному, "чистому" исламу. Известный французский исследователь Леон Корансез называет ваххабизм "исламским пуританизмом", а Ваххаба - "первым пуританином ислама". Ваххаб - за "возвращение к истокам". Что в его понимании это означает? Во-первых, строгое единобожие (монотеизм) - "таухид". Это предполагает, что единственным объектом поклонения может быть только Творец, Аллах.
Существует известная исламская формула: "Нет Бога, кроме Аллаха, а Мохаммед - пророк Аллаха". Так вот, вторую часть этой формулы Ваххаб, как правило, опускал. Это в его понимании означало, что Мохаммед как реальный человек, безусловно, являлся выдающейся личностью, но не божеством. Ваххаб не склонен был наделять его сакральными полномочиями. То есть, по Ваххабу, единственным источником жизни и вдохновения может быть только Аллах. Это - главный принцип ваххабизма.

Далее, ваххабиты против поклонения святым, их могилам, усыпальницам, гробницам, мавзолеям. Они против амулетов и иных знаков принадлежности к религии - то есть против "овеществления" религии и освящения вещей. Ваххабиты против каких-либо жизненных новшеств, они их называют "бидаа". Они считают, что жить надо строго по Корану - и только. То есть ваххабизм - это сугубо ортодоксальное исламское течение радикального толка.

- Признает ли ваххабизм понятие "джихад"?

- Конечно. Джихад (в переводе с арабского "борьба") характерен для всех исламских течений. Существует два типа джихада. "Большой" или "Великий джихад" ("фатх") - это борьба мусульманина за самосовершенствование, то есть очищение себя перед Аллахом от греховности. "Малый джихад", "джихад меча" или "газават" (в переводе - "война") - это борьба с кяфирами" (неверными), "джахилией" (невежеством), с разного рода отклонениями от веры. Но "джихад меча" возможен только лишь в случае открытых и явных гонений на правоверных, их притеснений, ограничений в исповедании религии, отправлении обрядов и т. д. То есть настоящий мусульманин (в том числе - ваххабит) может взяться за оружие лишь в крайней ситуации физического или идеологического давления. Но и в этом случае Коран строго предписывает соблюдать меру. Так, в Коране (сура 4, аят 190) сказано: "...И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами. Но не преступайте, поистине Аллах не любит преступающих". Таких утверждений в Коране множество. Они указывают - Аллах милосерден, в том числе и по отношению к неверным, если те не препятствуют вере в Аллаха. Напомню, что Коран начинается словами: "Во имя Аллаха - милостивого, милосердного". Это - ключ к пониманию исламских заповедей и ценностей.

Кстати, джихад отнюдь не для всех ваххабитов является столпом веры. Сам Ваххаб никогда не призывал к "джихаду меча". Тем не менее часть ваххабитов в этом вопросе следует заветам брата Ваххаба - Сулеймана, который приравнял джихад к пяти фундаментальным принципам ислама - исповеданию веры, молитве, посту, "закяту" (налогу в пользу бедных) и "хаджжу" (паломничеству в Мекку).

- Изменилось ли отношение к джихаду у современных ваххабитов?

- Нет, по-прежнему существуют умеренные ваххабиты, которые, в частности, доминируют в Саудовской Аравии и считают своей главной целью жить по законам шариата - исламского права. Существуют и радикалы. Когда-то в "Независимой газете" было опубликовано обращение "Исламского джамаата Дагестана" - того самого Кадарского анклава, где шли кровопролитные бои. Из текста обращения ясно - в селах Карамахи и Чабанмахи доминировали именно ваххабиты-радикалы. Уточним, что "джамаат" - это ваххабитская община в отличие от общемусульманского понятия общины - "умма".

- Давайте разберемся. Радикальный ваххабит - изначально экстремист, или это не так?

- Радикальные ваххабиты отличаются от умеренных характером самоутверждения. Умеренные - проповедуют, радикалы - навязывают свои убеждения, в том числе - и вооруженным методом.
Возьмем тот же Дагестан. Там ярко представлены и те, и другие. Лидером и идеологом умеренных долгое время являлся Акбар-Кади Ахтаев, начавший проповедовать ещё в начале восьмидесятых годов и неоднократно подвергавшийся репрессиям при Советской власти - вплоть до тюремного заключения. Ахтаев всегда выступал исключительно за просветительскую деятельность. Естественно, что ни он, ни его сторонники никакой общественной опасности ни сейчас, ни впредь представлять не могут. А вот лидер радикальных ваххабитов Дагестана - некто Багавутдин - друг печально знаменитого террориста Амира Хаттаба. Здесь надо подчеркнуть следующий момент. Необходимо четко разделять верующих и политиков. Очевидно, что ни Хаттаб, ни Шамиль Басаев настоящими верующими не являлись. Они использовали идеи и некоторые методы ваххабизма, камуфлируя свои опасные политические цели "зелёными одеждами" ислама.

- То есть не ваххабиты превратились в террористов, а террористы взяли на вооружение идеи, риторику и лозунги ваххабитов?

- Совершенно верно.

- Пермский муфтий Мухаммедгали Хузин недавно заявил, что в нашей области появились ваххабиты. Как вы считаете, какой должна быть реакция региональных властей на появление ваххабитов? Например, что делать в таком случае областному управлению юстиции, регистрирующему религиозные общины?

- Я думаю, что с учётом ситуации в Дагестане властям надо проявлять определённую осторожность - во всяком случае, с ходу ничего не решать, тем более, что формально, по документам, умеренные ваххабиты ничем от радикальных не отличаются. Ясно, что сами ваххабиты не виноваты в том, что на Дагестан, на Россию совершена агрессия, что в мирных российских городах звучат взрывы, гибнут ни в чём не повинные люди, разрушаются здания и коммуникации. Ваххабизм любого толка не предполагает террор. Но, к сожалению, после событий на Кавказе и в Москве понятие "ваххабизм" серьёзно скомпрометировано злодеяниями всё тех же Басаева, Хаттаба и их нынешних последователей. Кстати, сами ваххабиты себя называют "саляфитами" - "последователями правильной веры". А ваххабитами их называют представители других исламских течений. Сейчас это слово вошло и в светский обиход, в политическую и публицистическую лексику.

- Насколько ваххабизм характерен для исламского сообщества России?

- Совершенно не характерен. Традиционно мусульмане в России исповедовали ислам суннитских толков. На Кавказе распространен суфизм - своеобразное монашеское направление суннизма - довольно близкое ваххабизму, но отнюдь не тождественное или родственное ему. Ваххабизм пришёл в Россию, на Северный Кавказ только в середине восьмидесятых годов. Вначале ваххабитов довольно жёстко преследовали. Затем, во времена перестройки и плюрализма, репрессии прекратились. Интересно, что живущие на Кавказе русские, прочие славяне и таты (горские евреи), по тем или иным причинам принимающие ислам, предпочитают именно ваххабизм. Думаю, это объясняется тем, что ваххабизм для России несколько необычен, оригинален, и всё это, видимо, привлекает новообращенных. Кроме того, возможно, производит впечатление и главная идея ваххабизма - идея "очищенного, родникового ислама".

- Как относятся традиционные мусульмане к ваххабитам?

- Не лучшим образом. К слову, убийство муфтия Дагестана связано именно с этим. Муфтий был резким и убеждённым противником ваххабизма, и за это ему отомстили. Это - официальная версия, которая подтверждена и доказана.

- Для Чечни ваххабизм также явился новым, привнесенным извне религиозным течением?

- Да, как и для всего Северного Кавказа.

- Откуда на территории России появился ваххабизм?

- Он пришёл из Саудовской Аравии, видимо, через исламских стажеров, обучающихся там, через паломников-хаджи, через иные религиозные контакты.

- В каких странах, кроме Саудовской Аравии, распространен ваххабизм?

- Практически нигде. Вообще, ваххабизм - это своего рода "узкое" исламское учение, которое принадлежит арабам, и уже в силу этого оно не может распространяться широко.

- То есть мусульмане Татарстана, Башкирии, Москвы могут не опасаться ваххабитской экспансии?

- Думаю, что нет. Ваххабизм по природе своей - сугубо арабское учение. Некоторые исследователи, подчеркивая этническую ограниченность ваххабизма, в этом плане сравнивают его с иудаизмом. Вообще, в традиционном исламе ваххабитов из-за их немногочисленности и замкнутости причисляют к маргиналам, оторванным от основной массы мусульман.

- А роднит ли что-то ваххабитов с афганскими талибами, тоже известными своей воинственностью и ортодоксальностью?

- Только идея "Исламского государства", кстати, присущая многим другим исламским течениям. Религиозные различия у талибов и ваххабитов весьма существенны.

- Тем не менее "террорист номер один" Осама Бен Ладен поддерживал и тех, и других?

- Бен Ладен поддерживал не религиозные общины ваххабитов и их миссионерскую деятельность, а террористов, бросивших вызов России.

- Поддерживают ли ваххабитов власти Саудовской Аравии?

- Они официально отмежевались от того, что сейчас происходит в Дагестане. Более того, члены уже упомянутого Кадарского джамаата считают, что в Саудовской Аравии - родине и оплоте ваххабизма - это учение уже выродилось, измельчало.

- Где еще в России, кроме Дагестана и Чечни, есть общины ваххабитов?

- В Кабардино-Балкарии. В Дагестане ваххабитами являются, в основном, аварцы и незначительное число лезгинов и лакцев.

- Можно ли называть воинственных ваххабитов "моджахедами" (борцами за веру), а происходящее в Дагестане - "джихадом меча", "газаватом"?

- Конечно же, нет. Во-первых, никто в Дагестане за веру на самом деле не борется, стало быть, джихада и моджахедов там нет, а во-вторых, термин "моджахед" вообще не свойственен ваххабизму - у них очень чёткая внутренняя типология и чуждых им определений они не используют. Отмечу, что в отрядах боевиков, ведущих бои в Дагестане, ваххабитов практически нет. Это совсем не удивительно. Ваххабиты - одни из самых зажиточных и процветающих людей в Дагестане. У них до начала боевых действий практически была монополия на снабжение Дагестана овощами и фруктами, а также на дальние грузовые автоперевозки. Кстати, ваххабиты никогда не дают взяток - вера не позволяет. То есть ваххабиты - это весьма состоятельные, прижимистые люди и им, как говорится, есть что терять. В войне они совсем не заинтересованы. Идеи ваххабитов взяли на вооружение бандформирования.

Вообще, ни чеченские, ни дагестанские события никогда не имели религиозной подоплеки. Если брать ту же Чечню, то там традиционно горские обычаи (адат) доминировали над исламскими устоями (аят). Сегодня попытки ввести в Чечне шариатские нормы с точки зрения ведущих исламских богословов наивны, несостоятельны. Все это напоминает какую-то страшноватую игру.

- Значит, религия ни при чем. И все же - что "подпитывает" террористов? И кто "подпитывает"?

- У ваххабитов всегда было очень много проблем внутри Чечни, поэтому они решили дополнительно самоутвердиться за её пределами. Горные районы Дагестана были выбраны для агрессии не только потому, что граничат с Чечней, но и в связи с проживанием там большого количества чеченцев-аккинцев, в которых боевики, возможно, видели потенциальную "пятую колонну". К слову, они в этом ошиблись. Также террористы рассчитывали на поддержку членов лакского движения Надиршаха Хачилаева и тоже просчитались.

Дагестан - удобный плацдарм для агрессии как один из самых бедных и криминогенных регионов России, где очень высока безработица, особенно среди молодежи, где чрезвычайно коррумпировано всё общество - и экономика, и властные структуры. Рамазан Абдулатипов - коренной дагестанец и бывший российский министр - сказал о том, что в Дагестане 70 крупных предприятий принадлежат мафиозным кланам и не платят ни копейки налогов в госказну. И это только по официальным данным! Что же касается финансирования боевиков, то некоторую лепту в него вносят международные исламские организации радикального толка. Но, в основном, я думаю, бандиты находятся на "самофинансировании", черпая деньги из наркобизнеса, контрабанды, фальшивомонетчества, торговли заложниками, реализации краденых нефтепродуктов, автомобилей и прочих незаконных операций. И дело здесь, конечно же, не в этнической или религиозной природе бандитов и террористов, а в их изначальной преступной сущности, которая и определяет все их действия.


Григорий Волчек  
15 мая 2017 15:08
5 апреля 2017 07:53
30 марта 2017 19:28
28 марта 2017 22:21
2 февраля 2017 15:57
19 декабря 2016 17:56
16 декабря 2016 20:55
16 декабря 2016 20:48
9 декабря 2016 16:32
5 декабря 2016 21:34
3 декабря 2016 14:43
1 декабря 2016 13:30
1 декабря 2016 11:13
1 декабря 2016 10:35
23 ноября 2016 22:11
18 ноября 2016 21:20
16 ноября 2016 20:28
16 ноября 2016 15:44
13 октября 2016 21:19
7 октября 2016 21:51
7 октября 2016 21:36
7 октября 2016 20:44
30 сентября 2016 17:56
30 сентября 2016 17:36
29 сентября 2016 18:01
29 сентября 2016 17:23
28 сентября 2016 17:04
28 сентября 2016 16:25
Все новости...
Информационное агентство "Бета-пресс".
Связь с редакцией. Email: post (на) beta-press.ru
Мобильная версия сайта