Несмотря на лето, культурная жизнь в Москве не отстаёт от политической - бьёт ключом.
Галерея «Дом Нащокина» вновь представляет свой новый маштабный проект — на этот раз выставку объединения художников «Бубновый валет».
Галерея давно сотрудничает с лучшими российскими художественными музеями. Традиционно владельца «Дома Нащокина», дочь известного художника Петра Пашкевича, Наталья Рюрикова сама запрашивает редкие полотна по музейным российским запасникам. На этот раз инициатива провести выставку исходила из Государственного историко-художественного и Литературного музея-заповедника «Абрамцево». Идею поддержали Вологодская областная картинная галерея, Тульский музей изобразительных искусств, Рязанский государственный областной художественный музей, частные коллекционеры.
В книге отзывов читаем: «От картин захватывает дух. Некоторые так и остались непонятыми для меня. А вообще, очень здорово!». Удивляться есть чему — целых четыре диптиха Петра Кончаловского. Экспрессивные гогеновские цвета, снопы, виноград, будто таитянские лица... Больше всего нравится в выставках такого класса — находить диалоги, пересечения. При развеске в «Нащокина» использован этот же прием: вот пастозный чертополох Кончаловского, его цветки очерчены, как в синтетическом стиле черным контуром, а здесь — чертополох Натальи Гончаровой, декоративно опутывающий резной серенево-зеленой паутиной холст.
Многочисленные натюрморты с рыбами тоже заставяют возвращаться в пройденные залы (их стены белые, красные, черные): у Михаила Ларионова выставлен свежевыловленный «рыбий букет» (1910) («Композиция с рыбами»), у Ильи Машкова сам цвет будто холодного копчения, но больше всего впечатляют рыбы 1917 года Петра Кончаловского - подвешенные к невидимому крюку они жадно глотают воздух, символизируя удушье эпохи.
Казимир Малевич писал: «Бубновый валет» не представляет собой единое направление, под его знаменем уже были зародыши новых группировок и будущих выставок, а также открытие беспощадных войн групп между собой». «Жатва» Надежды Удальцовой, где дрожит раскаленный воздух (1924), работы Константина Эйгеса, Роберта Фалька и братьев Бурлюков (выставлен портрет Велимира Хлебникова работы Владимира Бурлюка — где Председатель Земного шара в размашистой позе, ухваченной и растиражированной потом Маяковским) и даже графика Василия Кандинского... Сегодня, наверное, уже скорее единство, чем борьба противоположностей, вековой данности замечательное полотно.