Под прикрытием риторики борьбы с режимом "жуликов и воров"
Последние месяцы мы привыкли к тому, что главной темой наших обсуждений стала природа власти в России, характер её элит и качество государственного аппарата. Стиль обсуждений при этом очень напоминает, тот который был принят в конце 80-х в отношении советской системы. Категорическое отрицание адекватности, замечания в стиле «с ними бесполезно разговаривать», «это же номенклатура». То есть иными словами власть была вынесена в особую категорию, наделённую абсолютно негативными чертами. А, следовательно, любые силы, которые боролись с «этими», получали легитимность на свою деятельность.
Вспомним, что в борьбе с коммунизмом объединились, националисты и демократы, религиозные движения и постмодернистские художники. Потому, что главное победить «этих», а потом между собой разберёмся, «соберём учредительное собрание и устроим счастье на века». Сейчас политтехнологи оппозиции (где их заказчики это большой вопрос), применили эту же модель в отношении государственной власти в России – власть это абсолютное зло. Что бы власть ни делала, это во вред, а если делала полезные вещи, то могла бы гораздо больше. Если вы не согласны с этим утверждением, вы пособник зла. Конечно, в эту политтехнологичную схему не умещается ничего содержательного, это очевидно всем думающим людям, но они, как правило, и не являются адресатами подобного манипулирования.
Например, не умещаться скандальная тема с народным избранником Нововоронежской городской Думы Валерием Федоровым. Данный гражданин, бизнесмен, владеющий ООО «Оконные системы» подкупил 18 из 25 депутатов городской думы Нововоронежа. Купленные, фактически марионеточные депутаты, принимали решения, которые им давали их хозяева. Заложниками ситуации стали 60 тысяч человек, проживающих в городе. По счастливой случайности дело закончилось следствием и приговором, на удивление мягким, 1 год условно для главного заказчика и 200 тысяч рублей штрафа для подельника предпринимателя Евгения Щербатых. Данные господа фактически поставили под свой контроль, отдельно взятый городской округ. Как можно назвать эту группу, как не аналогом известного сицилийского сообщества? Хочется напомнить, что Нововоронеж это не захолустная деревня, а фактически один из интеллектуальных центров страны, город физиков-атомщиков, обслуживающих сложнейший и стратегически важный объект технической инфраструктуры.
Что мы видим в данной ситуации? То, что гражданское общество оказалось, увы, не способно справиться с ситуацией тотального манипулирования собой. Здесь конечно можно говорить о временной слабости, созревании гражданского общества, о необходимости роста самосознания граждан, личной ответственности за общегражданские дела. Вскрыта ситуация оказалась случайно, из-за обращения преступников к главе секретариата губернатора Гордеева, Андрею Вершинину, который раскрыл их замыслы о полном захвате стратегически важного для страны города. Кто же оказались они в этой ситуации, частью властной системы, или элементом недоформированного гражданского общества неспособного решать свои задачи некриминальным путём? Почему оппозиционные партии фактически поддерживали преступный сговор? И разве не проявление порочности самой ситуации в обществе, тот факт, что, выдвигая и приводя своих кандидатов в Нововоронежскую городскую думу, Валерий Федоров и Евгений Щербатых работали под прикрытием риторики «борьбы с режимом "жуликов и воров"»?!
Эта ситуация обнаружила целый комплекс системных рисков существующих в современной России. Ради победы над политическими оппонентами сейчас готовы «дружить» с реальным злом. Какова степень зла, которая приемлема для того, что бы не гнушаться союзом с ним? На что готовы пойти некоторые политические силы для своей победы над оппонентами? Почему так легко нововоронежцы сдавали свои голоса преступникам, и в то же самое время свято веря в борьбу за справедливость против сложившейся системы?
Невозможно дать исчерпывающе ответы на эти вопросы, хотя от того каковы они зависит, в том числе наша общая судьба. Не хотелось бы, однако, повторения истории двадцатого столетия, когда ради борьбы с ненавистной системой мы дважды разрушали собственную страну.