![]() |
25 июля 2011, 14:38 | |
Версия для печати Добавить в закладки |
בס''ד
«Паваги варты той народ,
Што свой шануе радавод»
(т.е. уважающий свою родословную народ заслуживает уважения)
Ф.В.Шкирманков, белорусский писатель и поэт
В 1992 году, в разгар «центробежного» движения разделившихся постсоветских республик – в Беларуси возникла инициатива «славянского базара», фестиваля искусств, призванного выразить если не политическое, так хотя бы культурное, эмоциональное единение трёх братских народов. Естественно, в дальнейшем при народной власти «Славянский базар» стал одним из центральных, знаковых событий культурной жизни страны, избравшей путь сохранения и укрепления братских связей вопреки «ветрам» шовинизма, ксенофобии и русофобии. «Базар» привлекает артистов из всех стран славянского мира и сопредельных народов: Прибалтики, Закавказья, Израиля.
Ещё живя в Израиле, я слыхал о «Славянском базаре»; запомнилось, что там выступал детский коллектив горских евреев, с восторгом встреченный публикой; на одном из «базаров» первым лауреатом стал израильский певец.
Вернувшись в прошлом году в Беларусь, этим летом я решил поехать в Витебск на «базар». Предыдущий раз я был в Витебске в 1974 году, когда я, 14-летним, сопровождал инвалида-матушку – царство ей небесное – в санаторий «Лётцы». В Витебске запомнилась, конечно, Двина. Заехали тогда, помню, к маминой школьной подруге: до войны мать жила несколько лет (дед был военный врач, её семья – уроженцы Волыни) в Витебске; училась в «русской» школе, где после ликвидации еврейских школ 80% учеников были евреи; там же овладела белорусским языком, на котором прекрасно говорила, хотя не умела правильно писать. Из Минска в Витебск летели мы тогда на самолёте ЯК-40… «Аэрофлот» был советской гордостью.
Народная власть ликвидировала убыточные внутренние авиалинии, зато железная дорога великолепна – дешевизна, сервис, точность.
Решил приехать в последний день базара с утра и повидать всё за один день – и «базар», и несколько интересующих меня достопримечательностей. Погода выдалась как на заказ – великолепный солнечный день. Спросить у белоруса дорогу в городе – истинное удовольствие (это может оценить стократ, кто жил и бывал в некоторых других, ближних и дальних, странах…), и чем меньше город – тем подробнее и радушнее объясняют (в столице – на 100% люди точны и приветливы, а дальше – больше). От вокзала ведёт к мосту через Двину красивейший бульвар. Церкви и соборы по берегам Двины словно свидетельствуют: безБ-жие преходяще, а вера так же вечна, как полноводная река.
От Витебска веет каким-то северным простором и спокойствием. Мосты – через Двину, через Витьбу, светлое небо над раскинувшимся городом, атмосфера праздника на улицах… Первым делом спешу купить билет на интересующий меня концерт – выступления детей. Программу фестиваля, конечно, глянул в Интернете – но малость не додумал: заключительный «гала-концерт» включал многочисленные награждения, а также и выступления самих членов жюри - звёзд эстрады. Честно сказать, современная эстрада меня не интересует вовсе (хотя белорусского и болгарского певцов послушал с удовольствием), а вот собственно детских выступлений было немного – надо было бы пойти на конкурсный, а не заключительный, концерт. На следующий раз учту (Б-г даст - буду ездить каждый год), как и то, что о билете надо заранее позаботиться: на концерт купил чудом предпоследний билет (пошёл бы, скажем, в туалет на вокзале – остался бы без концерта...)
Ну, слава Б-гу, билет у меня - другой раз буду осмотрительнее; теперь вперёд по Витебску. Присаживаюсь у подъёма крутой пешеходной улички, изучаю карту. На уличке – выставка-продажа картин. Художники – молодые и пожилые мужчины и женщины, картины все очень приятные. Доводилось в Израиле видеть «художества» – всё какая-то хрень… А тут рисуют – белорусские пейзажи, цветы, море, очень разнообразно и всё очень милое, какое-то позитивное и домашнее. Так и хочется мне сказать – еврейское…
Подходит молодой человек с солидным фотоаппаратом – как видно, из многочисленных журналистов. «Простите, Вы что-то ищите ? Можно помочь?»
«Да, - говорю, - только Вы сможете мне помочь. На карте нет…Где туалет?» Вот тут же недалеко, на изгибе улочки вверху. «А Вы откуда?..» – мой вид довольно «экзотичен». «Из Минска. Родился в Минске, и живу в Минске. Остальное - история…» Заинтересовавшийся мной мужичок, возможно, хотел побеседовать – но мне общаться не хотелось. Этот день я приехал побыть со своими мыслями и впечатлениями… Кстати, вопрос с туалетами – критичный для любого массового «хепенинга» – организован прекрасно. Кабинки химических туалетов расставлены в разумных местах, идеальная чистота. Мелочь, а приятно…
На улице Калинина стоит аккуратный двухэтажный дом 19 века – это был хейдер. Соответствующая табличка на доме. Снимаю дом, и табличку вблизи. Прохожие останавливаются, рассматривают, читают табличку: «яурэйская пачатковая школа хэйдэр…». Вот как интересно, а мы не знали…
И там же, на улице Калинина, возле мемориала героям войны – расположен Парк славы. Под открытым небом стоит боевая техника ВОВ, а также – войны в Афганистане, включая вертолёты – символ той войны. Техника в отличном виде, добротно покрашена; к каждому экспонату прикреплена табличка с подробными ТТД и краткой историей создания и применения. Мечта моего детства – сняться у танка Т-34, наконец-то осуществилась. В Минске у Дома офицеров стоит на высоком постаменте танк Т-34, из тех, что вошли в город 3 июля 1944 года, это был один из символов моего города, моего детства, и мне всегда очень хотелось «подержать» его…
Весьма разумным представляется мне увековечивание в народной Беларуси памяти войны в Афганистане: в центре Минска на набережной Свислочи есть «Остров памяти» с часовней, посвящённый павшим в Афганистане. Сегодня мало-мальски вменяемым людям очевидно, что в Афганистане была первая схватка с исламистским террором, который взлелеяли и вскормили страны НАТО в своей совето-и русофобии (надо помнить, что нейтральный иранский Шах, друживший с Союзом и с Израилем, был замещён на парижского «правозащитника», бесноватого исламиста Хумейни, путём организованной ЦРУ «революции») и который с тех пор, как вырвавшийся на свободу злой джин, разлетается по миру, не забывая подпитываться морально и материально у первых «крёстных» своих, НАТО-ЦРУ (и бодая их по ходу), и их марионеток в Риаде. Советская «оккупация» несла Афганистану школы, больницы, технологии, высшее образование в советских ВУЗах – т.е цивилизацию, в отличие от американской интервенции, которая принесла в Афганистан лишь разрушения, и небывалый «расцвет» экспорта наркосмерти.
…Теперь – музей Шагала. Он расположен в одном из одноэтажных домиков, сохранившихся от старого Витебска. Музей невелик, внутри – обстановка еврейского дома на рубеже веков, ранние рисунки Шагала на стенах – сценки повседневной еврейской жизни. Захожу в музей – а там как раз экскурсия, небольшая группа (свои, не иностранцы). Экскурсовод заученно, но довольно мило объясняла про «шагаловский» семейный быт, как проходила суббота, как молились, что пели, что ели не досыта… Моё появление, в традиционной еврейской длинной одежде и шапке-кепке - как на рисунках Шагала, вызывает, как говорили в годы моей юности, «полный импичмент». Кто-то, наверное, решил, что это - «эффект», часть экспозиции… В любом случае, мой вид - рюкзачок за спиной, сумка на боку, приуставши с дороги и от ходьбы по городу, - наверное, продемонстрировал экскурсантам сразу и отца Шагала, который раз в неделю позволял себе поесть жаркого, и молодого Шагала, мечтавшего когда-нибудь наесться жаркого, которое дома ел только отец… всё это, конечно, только по взглядам и выражениям лиц – ни звука не издал никто из экскурсантов, уважительно слушавших женщину. Белорусы таковы.
Шагала в мире называют то русским, то французским художником, ну, а для американцев он, наверное, американец – ведь жил и там…Что он еврей – известно всем, трудно ошибиться (а был бы пейзажист – и не вспоминали б…). Но никто не задумывается, что духовным ареалом его творчества была Беларусь; и не абстрактное еврейство, а еврейство северо-восточной Беларуси, родины хасидского движения ХАБАД, в котором поют напевы на смеси идиш, древнееврейского, русского и белорусского; а само движение именуется Любавическим, по названию поселения, основанного - по хасидскому преданию – в 15 веке евреями, следовавшими путями каболы (внутреннего смысла Торы) и учившими любви к людям.
На встречи с Шагалом Бела всегда приносила только полевые цветы…она ему, а не он ей. Почему полевые? У меня есть объяснение: ведь полевые цветы по-белорусски – «краски». Еврейские семьи по мере освоения в российском обществе переходили на стандартный русский язык, однако звучавшая вокруг белорусская речь, конечно, была им с детства близка.
Неподалёку от музея Шагала – ещё стоящая стена большой синагоги. Одна, чудом стоящая ещё стена, словно памятник народу, составлявшему не так давно от десяти до двадцати процентов населения этого края (по Гродненской губернии в конце 19 века евреев было около одной пятой населения), в городах – половину, в местечках – большинство, либо почти всё население… Катаклизмы 20 века извели этот народ, много веков живший здесь… последних 150 тысяч собравшихся после войны из лесов, с фронта, из эвакуации, переживших погромы гражданской войны, польскую оккупацию и гитлеровский геноцид - прикончили советская ассимиляция и эмиграционный психоз. На сегодня остались считанные тысячи являющихся и идентифицирующих себя евреями…
Из старого Витебска возвращаюсь на прекрасный бульвар; перед мостом – спуск в «горад майстроу», выставка-продажа всякой всячины, сувениров и, конечно, разнообразнейшие «вырабы» – изделия, продукция - народных умельцев. Звучит музыка, ставшая хитом фестиваля песня «Выйду на улицу, гляну на село». Атмосфера праздника, настоящего народного гулянья. Покупаю пару предметов – друзьям в Минске, моим детям в Израиле… Вот девочка-подросток стоит и играет на скрипке, все охотно кидают деньги по мелочам, а кто и побольше. Решила подзаработать – правильное решение, и людям радость, и трудовые копейки помогут учиться и ценить свой и чужой труд. Звуки скрипки радуют душу – молодец девчушка! Немножко стесняется, немножко горда собой, немножко старается, немножко – не очень, и главное – полна жизнерадостного спокойного юмора. Беларусь синявокая!
Кроме «горада майстроу» – по всему городу разбросаны «падворъи» разных районов Витебской и Могилёвской областей – там народная еда, сувениры, забавные фигурки. Местами – импровизированные сцены, певцы и коллективы в национальной одежде. Лепота, да и только!
Мне, тридцать лет прожившему в Израиле, особенное удовольствие доставляет атмосфера полной безопасности, которую я буквально ощущаю, даже трудно проанализировать по каким именно параметрам, скорее всего – по настроению людей, и по присутствию стражей порядка – с одной стороны, и отсутствию какой-либо назойливости с их стороны – с другой. Милиция и бойцы спецназа неброско патрулируют в городе по трое; у входа в «горад майстров» проводят досмотр – быстро, чётко, по делу.
Ну вот, что хотел – посмотрел, повидал, походил, того-сего купил, попил прекрасного бочкового тёмного пива у моста через Двину – двигаюсь на концерт, в зале «Витебск». Под открытым небом играет военный оркестр. Красавцы-ребята в парадной форме, белых рубашках, инструменты сверкают на солнце – любо-дорого смотреть. Играют русские, белорусские, советские мелодии. Вокруг – восторженная плотная толпа, много детей и, в основном, женщины всех возрастов – ещё бы!.. Военный оркестр завершает выступление, уходя строевым шагом с музыкой… Чётко! Надеюсь, что и боевые подразделения белорусской армии организованы не хуже.
Занимаю своё место на балконе – прекрасное место: видно и сцену, и зал, и сижу просторно – на «существительном» стуле. Свободных мест – как я уже знаю по покупке билета – действительно нет. Ровно в семь начинается концерт, награждение лауреатов и участников. Заключительный концерт проходит как бы на фоне « страны чудес», соответствующие декорации – сказочные двери, и персонажи из «Алисы с стране чудес» - сопровождают награждения и выступления. Очень красочно и мило организовано. Конечно, бросается мне сразу в глаза большеглазая маленькая еврейская девчушка из Израиля. В лауреатах она не оказывается, но получает какой-то подарок. Видно, что она в восторге от всего происходящего, что ей очень всё нравится. Такая уж в Беларуси атмосфера – людям тут хорошо и спокойно, и евреям тоже … Среди юных артистов – и девочка из Сирии, также получает подарок. В анекдотах – встречаются один, другой и третий, демонстрируя желание извести друг-друга… В Беларуси же - в жизни, а не в анекдоте – встречаются дети разных народов, чтобы доставить радость другим и себе. «Евреи и арабы - ведь умные народы, должны же договориться» – не раз повторяет белорусский Президент. И договорятся – когда осознают, что им отведена роль подопытных кроликов и бойцовых петухов на полигоне Пентагона… В зале довольно много детей…да, к сожалению - просто на белорусской улице детей немного; мне это особенно бросалось в глаза в первое время, приехав из Израиля, где я жил среди тех, кто рожает детей; единственный раз в Беларуси я видел действительно много детей – в концертном зале «Менск» на хепенинге против абортов: в зале были верующие люди… Юных исполнителей из всех стран принимают очень тепло; артисты с Украины вызывают восторг, юная певица из России также купается в симпатии зала. А выступление её – выпендривание в песне на английском – мне очень не вкусу, не сомневаюсь, что и многим в зале; но я аплодирую со всеми. Очередная медвежья выходка Кремля – Президент России попрал двадцатилетнюю традицию и не послал приветствие фестивалю – тут, по древнееврейскому выражению, «не поднимает и не опускает»; дети и артисты Украины и России воспринимаются с братской симпатией.
Бурю восторга вызывает юный певец из Азербайджана в песне с национальным колоритом; очень мило выступает и заслуживает бурные овации русская девочка из Латвии. Из разных стран были – Литва, Румыния, Македония, Казахстан, всё не упомнишь…
Не знаю, кого и за что наградили – как по мне, выступления белорусских детей самые замечательные. Пели по-русски и по-белорусски, тепло, артистично, приятные мелодичные песни, добрые весёлые слова. Дети талантливые, старательные, милые, интеллигентные. Не сравнить ни с кем. Жюри мне не надо…
Концерт заканчивается после девяти – детям пора спать! В десять – заключительный концерт в амфитеатре, но туда меня не тянуло – эстрада, как сказано, меня не волнует. Иду не спеша на вокзал, наслаждаясь тёплыми сумерками после знойного дня.
… Выходя из здания вокзала на перрон, замечаю автомат с горячими напитками. Ах, как не попить кофейку! – подхожу со своей полной выкладкой: рюкзачок и сумка с подарочками, а в руках свёрнутый коврик витебского производства - белорусский красно-зелёный флаг с красно-белым орнаментом и с гербом, не мог не купить… Стоят два бойца спецназа, один пьёт кофе, второй возле аппарата. «Работает?» – спрашиваю. «А вы кофейка хотите?» «Да, – говорю, - работает?» «Угощайтесь». «Ну угощусь..» – бормочу, прикидывая, как добраться теперь до кошелька.
«Так вы угощайтесь», - боец кивает на дверцу внизу аппарата, - «берите». Открываю дверцу, беру стаканчик, благодарю бойца…»не за что, на здоровье…»
Это – белорусское воспитание. Израильский солдат не угостит, подумалось с горечью… А почему, спрашивается?
… На протяжении последних многих недель минский бомонд, и его жиденькие метастазы в других городах – по подстрекательству щедро финансируемых из Брюсселя и Вашингтона «социальных сетей» пятой колонны, пытались учинять «акции протеста» («революционеров» не интересует собственный народ – 96% населения по независимым опросам заявили, что «не собираются принять участие в акциях протеста»). Основную нагрузку по нейтрализации сборищ, пока не пошли на спад, вынес спецназ, как во всех подобных «революционных выступлениях». Сборища организовывались на центральных улицах Минска, в расчёте на парализацию города и/или хоть какое-то кровопролитие: чтобы засняли скопища фоторепортёров из дальнего и ближнего зарубежья и местной пятой колонны. Силы правопорядка сумели рассеивать сборища на подходе, и все многочисленные задержания (в основном, молодых мужчин) производить исключительно методами «классической борьбы», без спецсредств, выломанных суставов и сломанных конечностей, обычных в таких случаях в других странах. Можно представить, каков должен быть уровень подготовки – и какая выдержка.
И теперь, вспоминая бойцов на витебском вокзале, я всегда говорю: «Гэтыя хлопцы – трывалыя. Гэтыя вытрымаюць, з дапамогай Б-скай ласки». Эти ребята – умеют и будут держаться и выдержат, с Б-жьей помощью.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Все новости... |