Бета-пресс
Заговор против Путина Заря в сапогах конец гражданского общества доктрина
За нападение на покупателей охранники будут лишаться лицензии  Рублёвая цена на элитную недвижимость подскочила в 1,5 раза  Экспорт вооружений поправит российский бюджет  Обслуживание лифтов будет осуществляться под надзором Жилинспекции  Актриса Лилия Лаврова взвалила на себя непосильную ношу  Фракция "Справедливая Россия" не доверяет министру образования  Состоится показ противоабортного фильма "Афон - за жизнь"  Объявлен сбор подписей на предоставление льгот ЖКХ пенсионерам
Общество Политика Регионы Интервью Экономика За рубежом СССР Техно Культура Литература новости карта
Счётчики и реклама:
правильный HTML5 правильный CSS Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Актуальная История Яндекс.Метрика

У Солженицына не дошли руки до Библии?

Солженицын: 21 июня 2010, 11:51
Версия для печати
Добавить в закладки
Израильский политолог дает оценку библейским познаниям русского писателя

Известный советский писатель-диссидент Александр Солженицын всегда интересовался библейскими темами. В связи с этим фактом появилась публикация израильского политолога и публициста Авигдора Эскина, где он рассуждает о компетенции писателя в подобных вопросах.

«Незадолго до ухода из жизни Александр Исаевич Солженицын дал интервью журналисту Александру Сакурову. Беседа изобиловала подобострастием и наличием нервически-сентиментальных сорняков со стороны журналиста, от которых сквозило откровенно дешевыми приемами, используемыми обычно во время бесед со «звездами» типа Киркорова или Моисеева», - так описывает интервью Авигдор Эскин.

«К концу беседы, – пишет Эскин, - Сакурова потянуло на вечное. Прозвучал вопрос: «В какой степени библейская традиция оказывает влияние на литературу?» Солженицын призадумался: «Надо различать библейскую традицию и евангельскую». Затем порассуждал о том, что сие влияние часто бывает неосознанным. А потом сказал так: «Не забывайте, что христианство отличается от иудаизма тем, что оно прямо прокладывает путь в загробную жизнь, а иудаизм собственно не признает совсем загробной жизни. Совсем нет. И вот это между ними самая большая разница».

Израильский публицист с горечью отмечает, что слушал это место в интервью раз за разом и не верил своим ушам, что Солженицын мог так заблуждаться. Но выясняется, что мог. «Великий писатель и подвижник минувшего века демонстрировал безграмотность, недопустимую даже для подростка, получающего начальное теологическое образование. Как случилось, что автор исследования о русско-еврейском симбиозе в России возводит такой навет на иудаизм, позоря себя неотмывно невежеством и нечестностью? Похоже, ему и в голову не приходило, что если была у него вера в загробную жизнь, то сиречь благодаря духовной традиции иудаизма». «Предположим, - пишет Эскин, - что Солженицын не нашел времени для ознакомления с традицией каббалы даже поверхностно. Допустим, он никогда не слышал о сотнях иудейских книг за последние сотни лет, занимающихся внедрением веры в загробную жизнь, в вечность души и в воскресение. Можно простить ему незнание текстов в Талмуде о пакибытии. Но как этот человек может рассуждать о Библии, если не нашел ничего о загробной жизни в псалмах или в книге пророка Исаии? Согласно Солженицыну, Авраам, Моисей, Давид, Исаия и пророк Илья не признавали загробной жизни… И как бы писатель воспринял новость о том, что традиция семи кругов ада имеет определенно иудейскую основу? Переименовал бы свой роман «В круге первом»?

Эскину до боли горько писать так о великом и дорогом сердцу человеке. «Но сам он учил нас жить не по лжи. Истина дороже», - сокрушается публицист.

«При оценке пути и творчества Солженицына нам придется признать, что сам он вовсе не всегда следовал своему фундаментальному девизу о житии не по лжи. Мы это видим не только на примере его фальсификации основ веры народа Израиля. Пожалуй, куда более вопиющим примером будет его исследование о количестве невинных жертв в его собственной стране. На протяжении двадцати лет писатель обвинял сталинский режим в гибели шестидесяти миллионов человек. В своих выступлениях он называл эту кошмарную цифру уже без оговорок, чем способствовал ее внедрению в общественное сознание настолько, что люди повторяют ее сегодня машинально. Сегодня кажется, что за этой цифрой стоял зловещий умысел приравнивания преступлений Гитлера с преступлениями Сталина».

Эскин указывает на то, что почти четыре десятка лет прошло со времени написания «Архипелага», что за последние двадцать лет архивы были рассекречены, а Анатолий Вассерман подвел недавно итоги сталинскому террору так: два миллиона погибших и два миллиона репрессированных. «Предлагаемые обществом «Мемориал» цифры не существенно выше. Эксперты спорят о сотнях тысяч сегодня, имея свободный доступ к архивам, - продолжает Эскин. - Эти открытия не переводят сталинский режим из разряда преступных в категорию добронравных. Ленин и Сталин насаждали в стране зло как категорический императив в виде атеизма. Злодейское убиение сотен тысяч людей за веру в Бога предварит при оценке эпохи множественные человеческие подвиги в рамках той же системы. Режим страха, культ доносительства останутся важнейшими определяющими категориями сталинизма и после того, как было скорректировано число жертв».

Тем не менее, продолжает Эскин, имел ли право Солженицын молчать, когда внедренная им цифра была уменьшена в двадцать-тридцать раз? Он мог оспорить новые цифры или признать свою ошибку, но никак не имел права на молчание.

По мнению Авигдора Эскина, если Солженицын не дрогнул и не покаялся после того, как узнал о собственном многократном завышении степени преступности своей родной страны и своего народа, то не удивительны вывихи и выкривления при оценке судьбы народа Израиля и его традиции.

«Прискорбно, - сетует израильский публицист, - что не нашлось ни одного русского и православного человека, который бы дал отпор Солженицыну, оклеветавшему незадолго до кончины веру Израиля. Не умаляя значимости великого писателя, сохраняя к нему пиетет. И напоминая себе и ему, что должно жить не по лжи».

Не всякая ошибка – фальсификация. «На днях, - повествует Эскин, - удивил нас председатель Российского еврейского конгресса Каннер, возвестившего городу и миру о том, что наша Пасха приходится на 14 нисана. А потом добавил, что Пасха христиан тоже приходится на этот день. Это типичный случай, когда человек запутался по незнанию. В следующий раз его подготовят пиарщики, и он сам скажет, что библейская Пасха приходится на 15 нисана, а православные начинают свои празднества через неделю после евреев. Впрочем, кто сказал, что глава еврейской организации в России должен знать свой язык, соблюдать традиции иудаизма и отличать иудаизм от христианства? Предшественники Каннера на посту обходились без этого, вот и он обходится».

К сожалению, заключает Эскин, выпады Солженицына никак не спишешь на безграмотность. Вернее, его противоиудейский выпад мог быть следствием впитанного на Кубани или почерпнутого у Андрея Дикого. А вот до Библии руки не дошли. И этого мы не сможем простить человеку, учившему нас жить не по лжи.

Ирина Савченко  
15 мая 2017 15:08
5 апреля 2017 07:53
30 марта 2017 19:28
28 марта 2017 22:21
2 февраля 2017 15:57
19 декабря 2016 17:56
16 декабря 2016 20:55
16 декабря 2016 20:48
9 декабря 2016 16:32
5 декабря 2016 21:34
3 декабря 2016 14:43
1 декабря 2016 13:30
1 декабря 2016 11:13
1 декабря 2016 10:35
23 ноября 2016 22:11
18 ноября 2016 21:20
16 ноября 2016 20:28
16 ноября 2016 15:44
13 октября 2016 21:19
7 октября 2016 21:51
7 октября 2016 21:36
7 октября 2016 20:44
30 сентября 2016 17:56
30 сентября 2016 17:36
29 сентября 2016 18:01
29 сентября 2016 17:23
28 сентября 2016 17:04
28 сентября 2016 16:25
Все новости...
Информационное агентство "Бета-пресс".
Связь с редакцией. Email: post (на) beta-press.ru
Мобильная версия сайта