У Солженицына не дошли руки до Библии?

Солженицын: 21 июня 2010, 11:51
Версия для печати
Добавить в закладки
Израильский политолог дает оценку библейским познаниям русского писателя

Известный советский писатель-диссидент Александр Солженицын всегда интересовался библейскими темами. В связи с этим фактом появилась публикация израильского политолога и публициста Авигдора Эскина, где он рассуждает о компетенции писателя в подобных вопросах.

«Незадолго до ухода из жизни Александр Исаевич Солженицын дал интервью журналисту Александру Сакурову. Беседа изобиловала подобострастием и наличием нервически-сентиментальных сорняков со стороны журналиста, от которых сквозило откровенно дешевыми приемами, используемыми обычно во время бесед со «звездами» типа Киркорова или Моисеева», - так описывает интервью Авигдор Эскин.

«К концу беседы, – пишет Эскин, - Сакурова потянуло на вечное. Прозвучал вопрос: «В какой степени библейская традиция оказывает влияние на литературу?» Солженицын призадумался: «Надо различать библейскую традицию и евангельскую». Затем порассуждал о том, что сие влияние часто бывает неосознанным. А потом сказал так: «Не забывайте, что христианство отличается от иудаизма тем, что оно прямо прокладывает путь в загробную жизнь, а иудаизм собственно не признает совсем загробной жизни. Совсем нет. И вот это между ними самая большая разница».

Израильский публицист с горечью отмечает, что слушал это место в интервью раз за разом и не верил своим ушам, что Солженицын мог так заблуждаться. Но выясняется, что мог. «Великий писатель и подвижник минувшего века демонстрировал безграмотность, недопустимую даже для подростка, получающего начальное теологическое образование. Как случилось, что автор исследования о русско-еврейском симбиозе в России возводит такой навет на иудаизм, позоря себя неотмывно невежеством и нечестностью? Похоже, ему и в голову не приходило, что если была у него вера в загробную жизнь, то сиречь благодаря духовной традиции иудаизма». «Предположим, - пишет Эскин, - что Солженицын не нашел времени для ознакомления с традицией каббалы даже поверхностно. Допустим, он никогда не слышал о сотнях иудейских книг за последние сотни лет, занимающихся внедрением веры в загробную жизнь, в вечность души и в воскресение. Можно простить ему незнание текстов в Талмуде о пакибытии. Но как этот человек может рассуждать о Библии, если не нашел ничего о загробной жизни в псалмах или в книге пророка Исаии? Согласно Солженицыну, Авраам, Моисей, Давид, Исаия и пророк Илья не признавали загробной жизни… И как бы писатель воспринял новость о том, что традиция семи кругов ада имеет определенно иудейскую основу? Переименовал бы свой роман «В круге первом»?

Эскину до боли горько писать так о великом и дорогом сердцу человеке. «Но сам он учил нас жить не по лжи. Истина дороже», - сокрушается публицист.

«При оценке пути и творчества Солженицына нам придется признать, что сам он вовсе не всегда следовал своему фундаментальному девизу о житии не по лжи. Мы это видим не только на примере его фальсификации основ веры народа Израиля. Пожалуй, куда более вопиющим примером будет его исследование о количестве невинных жертв в его собственной стране. На протяжении двадцати лет писатель обвинял сталинский режим в гибели шестидесяти миллионов человек. В своих выступлениях он называл эту кошмарную цифру уже без оговорок, чем способствовал ее внедрению в общественное сознание настолько, что люди повторяют ее сегодня машинально. Сегодня кажется, что за этой цифрой стоял зловещий умысел приравнивания преступлений Гитлера с преступлениями Сталина».

Эскин указывает на то, что почти четыре десятка лет прошло со времени написания «Архипелага», что за последние двадцать лет архивы были рассекречены, а Анатолий Вассерман подвел недавно итоги сталинскому террору так: два миллиона погибших и два миллиона репрессированных. «Предлагаемые обществом «Мемориал» цифры не существенно выше. Эксперты спорят о сотнях тысяч сегодня, имея свободный доступ к архивам, - продолжает Эскин. - Эти открытия не переводят сталинский режим из разряда преступных в категорию добронравных. Ленин и Сталин насаждали в стране зло как категорический императив в виде атеизма. Злодейское убиение сотен тысяч людей за веру в Бога предварит при оценке эпохи множественные человеческие подвиги в рамках той же системы. Режим страха, культ доносительства останутся важнейшими определяющими категориями сталинизма и после того, как было скорректировано число жертв».

Тем не менее, продолжает Эскин, имел ли право Солженицын молчать, когда внедренная им цифра была уменьшена в двадцать-тридцать раз? Он мог оспорить новые цифры или признать свою ошибку, но никак не имел права на молчание.

По мнению Авигдора Эскина, если Солженицын не дрогнул и не покаялся после того, как узнал о собственном многократном завышении степени преступности своей родной страны и своего народа, то не удивительны вывихи и выкривления при оценке судьбы народа Израиля и его традиции.

«Прискорбно, - сетует израильский публицист, - что не нашлось ни одного русского и православного человека, который бы дал отпор Солженицыну, оклеветавшему незадолго до кончины веру Израиля. Не умаляя значимости великого писателя, сохраняя к нему пиетет. И напоминая себе и ему, что должно жить не по лжи».

Не всякая ошибка – фальсификация. «На днях, - повествует Эскин, - удивил нас председатель Российского еврейского конгресса Каннер, возвестившего городу и миру о том, что наша Пасха приходится на 14 нисана. А потом добавил, что Пасха христиан тоже приходится на этот день. Это типичный случай, когда человек запутался по незнанию. В следующий раз его подготовят пиарщики, и он сам скажет, что библейская Пасха приходится на 15 нисана, а православные начинают свои празднества через неделю после евреев. Впрочем, кто сказал, что глава еврейской организации в России должен знать свой язык, соблюдать традиции иудаизма и отличать иудаизм от христианства? Предшественники Каннера на посту обходились без этого, вот и он обходится».

К сожалению, заключает Эскин, выпады Солженицына никак не спишешь на безграмотность. Вернее, его противоиудейский выпад мог быть следствием впитанного на Кубани или почерпнутого у Андрея Дикого. А вот до Библии руки не дошли. И этого мы не сможем простить человеку, учившему нас жить не по лжи.

Ирина Савченко  
1 октября 2018 11:51
29 сентября 2018 16:05
23 сентября 2018 13:24
4 сентября 2018 17:56
28 августа 2018 22:05
24 августа 2018 12:39
22 августа 2018 17:22
6 августа 2018 15:40
10 июля 2018 11:45
12 апреля 2018 10:12
2 апреля 2018 10:28
20 марта 2018 00:45
15 марта 2018 00:11
13 марта 2018 19:50
13 марта 2018 19:49
15 февраля 2018 11:13
2 февраля 2018 18:00
13 января 2018 15:26
27 декабря 2017 13:37
24 сентября 2017 10:02
24 сентября 2017 03:56
24 сентября 2017 01:13
23 сентября 2017 19:51
23 сентября 2017 15:36
20 сентября 2017 04:54
20 сентября 2017 03:31
19 сентября 2017 23:02
19 сентября 2017 22:11
Все новости...
Полная версия сайта
Счётчики и реклама:
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования