Бета-пресс
Заговор против Путина Заря в сапогах конец гражданского общества доктрина
За нападение на покупателей охранники будут лишаться лицензии  Рублёвая цена на элитную недвижимость подскочила в 1,5 раза  Экспорт вооружений поправит российский бюджет  Обслуживание лифтов будет осуществляться под надзором Жилинспекции  Актриса Лилия Лаврова взвалила на себя непосильную ношу  Фракция "Справедливая Россия" не доверяет министру образования  Состоится показ противоабортного фильма "Афон - за жизнь"  Объявлен сбор подписей на предоставление льгот ЖКХ пенсионерам
Общество Политика Регионы Интервью Экономика За рубежом СССР Техно Культура Литература новости карта
Счётчики и реклама:
правильный HTML5 правильный CSS Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Актуальная История Яндекс.Метрика

Негостеприимный Узбекистан

Узбекского государства никогда в истории 15 октября 2009, 22:14
Версия для печати
Добавить в закладки
На примере событий двадцатилетней давности в Ферганской долине видно, что причинами т. н. «национальных беспорядков» могут являться банальная коррупция и антинародная политика правящих элит

Последние десятилетия новейшей истории Узбекистана (с 1969 по 2005 гг.) изобилуют довольно жёсткими событиями - это массовые погромы, насилия, грабежи и убийства людей других этнических групп. Достаточно вспомнить события 1969 г. в Ташкенте и Ташкентской области - массовое националистические нападение озверевших узбеков на славянских граждан; май-июнь 1989 г. - "ферганские события" (изгнание 20 тыс. человек турков-месхетинцев из Ферганской области; массовые погромы, грабежи, убийства сотен людей различных национальностей); бесчинства в феврале-марте 1990 г. в Буке и Паркенте; в июне 1990 г. - в Оше (т. н. "ошско-узгенские" события - узбекско-киргизский конфликт, сопровождавшийся убийствами людей); националистические бесчинства 1991, 1997 гг. в Намангане; беспорядки и националистические бесчинства в 1992 г. в Ташкенте (в студенческом городке); май-июнь 2005 г. - Андижанские события (количество убитых до сих пор скрывается правительством Узбекистана, а международные наблюдатели называют от 800 до 1000 человек). За эти годы из Узбекистана бежали 40 тыс. киргизов, 90 тыс. турок-месхетинцев, около 100 тыс. крымских татар, 2 млн. русских и большое количество представителей иных национальностей.

В 1989 г. прошли погромы, убийства людей и националистические бесчинства не только в Ферганской, но и в Ташкентской и Андижанской областях Узбекистана. Но особым местом среди них стоят Ферганские события. Уж здесь-то узбекские экстремисты показали себя во всём своём неприглядном виде. И сегодня, спустя десятилетия, остаётся всё ещё актуальным осмысление тех событий. Это диктуется не просто праздным любопытством, но стремлением понять механизм кровавого конфликта, выявить причины, определить силы, которые воспользовались напряженной обстановкой и спровоцировали конфликт.

Итак, кровавые события Ферганы. Из Справки Главного Управления Внутренних Войск МВД СССР от 05 июня 1989 г.: «В конце мая 1989 г. в Ферганской области обострилась обстановка. Несколько столкновений между лицами узбекской и турецкой национальности произошло в городе Кувасае. С 23 по 25 мая в различных регионах области произошли групповые нападения на турок-месхетинцев. В ходе столкновений пострадало 58 человек. С утра 03 июня группы агрессивно настроенных молодых людей, узбекской национальности, в гор. Фергана и Маргилан, пгт. Ташлак и Комсомольский завязывали ссоры и драки с турками-месхетинцами. К вечеру толпы экстремистов численностью 300-400 человек (большинство в состоянии опьянения) учинили погромы и поджоги домов в гор. Маргилане. С утра 04 июня многочисленные группы экстремистов вооружёнными ножами, топорами, металлическими прутьями и другими предметами буквально штурмовали места проживания турок, административные помещения, где они укрылись от расправы. Вновь были учинены погромы и поджоги. Резко ухудшилась обстановка в Фергане, Ташлаке, Ахун-Бабаевском. В ходе пресечения противоправных действий пострадало 83 военнослужащих, из них 20 человек госпитализировано, в т. ч. с огнестрельными ранениями. Свыше 100 военнослужащих получили различные травмы и ушибы, но остались в строю».

Началось всё в декабре 1988 г. на многотысячном митинге в Ташкенте с транспарантами «Русские уезжайте в свою Россию, а крымские татары - в Крым»; в феврале 1989 г. в Ташкенте, (как в 1969 г.) озверевшие узбеки уже в открытую нападали на граждан славянских национальностей в транспорте и на улицах, распоясавшиеся узбекские экстремисты кричали: «Русских зарежем», «Русских нужно вешать на фонарных столбах» - всё происходило при прямом попустительстве органов милиции Ташкента и органов власти.

По Андижану распространялись листовки на узбекском языке с такими словами: «…если вы являетесь истинными сынами узбекского народа, ни в чём не уступайте русским… в Узбекистане им нет места». В Ферганской области почти открыто проводилась запись в «добровольцы» - участников будущих погромов, а затем они все получили оповещение – «Ждите сигнала!»

Накануне по области гуляла листовка такого содержания: «Убивайте турок, иначе будете наказаны! Оказывайте помощь поджигателям! Юноши собирайтесь..., если хоть один юноша останется дома и не будет действовать, он может умереть под ударами камней. Сегодня даст Бог – и загорится дом турка!» Подписано: «Союз узбеков». На предприятиях Ферганской области почти в открытую стали изготовлять оружие – пики из арматуры, самодельные бомбы, бутылки с зажигательной смесью – в т.ч. для будущей борьбы с органами правопорядка и с войсками.

В том же феврале 1989 г. зам министра МВД УзССР Э. Дидоренко в интервью газете «Ташкентская правда» бил тревогу: в Узбекистане только за 3 года (1986-88 гг.) органы МВД обезвредили ок. 700 новых вооружённых организованных преступных групп численностью до 5тыс боевиков, а в Узбекистане действуют широко разветвлённые штабы экстремистов.

На что республиканская газета «Правда Востока» отреагировала статьёй, в которой говорилось, что слова Дидоренко только «будоражат людей». Редакция газеты возмущалась, «откуда такая уверенность». Зато потом, когда по Узбекистану катились волны погромов и беззаконий, газета хранила глухое молчание.

В конце мая 1989 г. начались организованные погромы в Ферганской обл. в г. Кувасае, Фергане, Маргилане, Коканде, Ташлаке и др. посёлках. Экстремисты действовали толпами по 100-400 чел., вооруженные заготовленными металлическими прутьями, топорами, вилами, ножами и другими предметами. Начались избиение мирных, ни в чём не повинных людей, в т. ч. стариков, женщин, детей, начались массовые поджоги домов, были совершены многочисленные убийства и не только турков-месхетинцев, но и людей других национальностей. Узбекские бандиты в Фергане орудовали под такими лозунгами: «Узбекистан узбекам», «Душим турок, душим русских», «Да здравствуем исламское знамя, мусульманская вера». Бандитам кем-то раздавались бесплатно спиртные напитки, хотя пьянство запрещается исламом, но в данном случае были «все средства хороши». Многие экстремисты были явно под воздействием наркотиков.

В срочном порядке в Узбекистан были переброшены части и подразделения МВД СССР - всего ок. 12 тыс. человек. По решению ЦК КП Узбекистана количество жертв и факты беспорядков были строго засекречены. До сих пор нынешние узбекские власти скрывают все факты и свидетельства кровавых бесчинств узбеков.

Почему на несколько дней люди были отданы во власть погромщиков? Где были руководители? Создавалось впечатление, будто «мощная рука» специально оберегала погромщиков и создавала все условия для безнаказанного произвола. Вот это бездействие, проявленное властями в первые дни, и обеспечило на начальном этапе победу экстремистских сил.

Узбекские власти знали о готовящейся резне, но умышленно ничего не сделали для спасения обречённых людей. Прокурор Ферганской области А. Атаджанов в интервью журналистам объяснил, что будто бы руководство МВД Узбекистана и УВД Ферганской области «не пошло на крайности из гуманных соображений». А разве не мог не знать о зреющих кровавых событиях нынешний президент Ислам Каримов? 23 июня 1989 года он был избран 1-м секретарем Центрального Комитета коммунистической партии Узбекской ССР.

Что главное: все это делалось под лозунгами ислама. Ещё в советские времена в Андижанской и Наманганской областях действовали подпольные исламские (ваххабитские) школы, где учеников обучали по нелегально доставленным из Саудовской Аравии учебникам. Кстати, в одной из таких школ в Намангане обучался небезызвестный террорист-лидер чеченских боевиков Салман Радуев.

Накануне погромов в Фергане и в оплоте исламского экстремизма в Узбекистане – в городе Коканде прошли религиозные собрания, в которых приняли участие делегаты практически всех областей УзССР. Речь на этих сборищах шла в т. ч. об объединении мусульман в действиях против других народов «в духе ислама» и поднимался вопрос об образовании Исламской Республики Узбекистан.

Вот она какая на самом деле – «независимость» Узбекистана – она была изначально задумана узбекскими исламистами-экстремистами. Так что Каримов только выполнил это Кокандское решение 1989г исламских делегатов Узбекистана, объявив в 1991г независимость Узбекистана.

Религиозная нетерпимость узбеков имеет «долгие традиции»: в начале XIIIв на территории Мавернахра (ныне Средняя Азия) была широко распространена христианская религия несторианство, буддизм и зороастризм, но власть в Маверранахре уже полностью принадлежала мусульманам. Мусульмане Маверранахра и Семиречья, все крепче забирая власть в свои руки, начали нападать на несториан, как прежде на язычников. В ряде мест несторианские общины сначала были изгнаны за городские стены. В 1339 г волны религиозного фанатизма перекатились в Среднюю Азию, где религиозную власть захватил дервиш Халиль, а в Семиречье правитель Чингизид угэдейской ветви Али-Султан – оба жестокие и ярые мусульмане. Дервиш-фанатик Халиль поднял лозунг «джихада» и приступил к истреблению иноверцев. В 1339 г это привело к страшной межрелигиозной резне. Христианская Несторианская Церковь в Центральной Азии была полностью уничтожена.

Уже в XIX веке в Бухарском эмирате при эмире Насрулле (правил 1826-60) мусульмане заставляли евреев жить в строго определенном месте, евреи должны были носить отличительные знаки (как желтые знаки Давида в нацистской Германии).

Ныне президент Каримов, если говорить объективно, практически не контролирует Ферганскую долину как вотчину местных ваххабитов. Да и юг страны, граничащий с Афганистаном и Таджикистаном, в плане светскости живет по принципу «до Ташкента далеко, а исламисты рядом».

Что же произошло и каковы причины кровавых событий 1989 г. и последующих?

Одна из главных целей Ферганской резни – запугать другие народы, проживающие в Узбекистане, и внушить им невозможность жить здесь и необходимость бежать, бросив дома, и тем самым «изгнать из Узбекистана всех неузбеков».

Но все дело в том в том, что узбекского государства никогда в истории не существовало, как не было и самой узбекской нации. Т. н. узбекские племена – это общее название разнородных смешанных этносов – в первооснове своей это различные племена монголов, смешавшиеся с тюрками, китайцами, таджиками, туркменами и другими этносами. Причём, почему эти разнородные монголо-узбекские племена были в итоге названы «узбекскими», никто из историков объяснить не может.

Монголы-узбеки до этого жили разбросанно почти по всей Средней Азии, жили отдельными племенами с примитивными феодальными и даже родоплеменными отношениями. И эти монголы-узбеки «одним народом» и «одной нацией» себя отнюдь не считали «Едва ли не впервые упоминающим узбеков автором является составитель т. н. официальной истории Тимура, написанной в 1425 г. Ш. Ездзи»; «Никакого союза узбекских племён… не существовало»; «Узбеки, как народ в целом, не был однообразен по своему составу…»; «Узбекские… роды лелеяли надежды поднять свое благосостояние, ограбив и разорив противника», - все эти цитаты можно найти в монографии Семенова А. А. «К вопросу о происхождении и составе узбеков Шейбани-хана» (Труды АН Таджикской ССР. Том XII. 1953).

Не было у «монголо-узбекских племён» и единого языка, говорили они в основном на 3-х тюркских языках. Узбеки – не коренной, но «пришлый народ»: кочевые монголо-узбекские племена под предводительством Шейбани-хана в XYI в вторглись из Сыр-Дарьинских степей в Среднюю Азию, истребляя местные народы (в основном народы иранской культуры), истребляя древнюю культуру этой земли. Историк того времени Мухаммад Салих свидетельствует об бесчинствах кочевых узбеков в Средней Азии и о тяжелом положении народных масс на завоёванных узбеками территориях.

Но как получилось, что будучи национальным меньшинством, никогда не имея ни своего государства, ни национальности, ни даже единого языка, узбеки получили сказочное «узбекское государство»?

Дело в том, что Узбекская ССР – это большевистский миф. Большевикам потребовалось для обоснования более значительного мифа «о братстве бывших угнетённых народов и о многонациональном государстве рабочих и крестьян СССР» создать «братские советские республики», и тут к месту появился многообещающий, верный большевикам тов. Ф. Ходжаев из Бухары, он-то и подсунул Москве разработанную схему создания нового государства в Средней Азии «государства узбеков». В 1924 г ЦК Бухарской компартии одобрил проект Ходжаева «Основные положения по созданию Узбекистана», но идея национально-государственного размежевания возникла намного ранее - в 1920-21 гг партийные органы Туркестана впервые вынесли предложение об образовании Узбекской, Туркменской и Киргизской республик, причём в составе России.

Ещё в 1917 г. была образована Кокандская автономия (официальное название: Временное правительство автономного Туркестана) - непризнанное государство, существовавшее с 27 ноября 1917 г. по 18 февраля 1918 г. на территории прежнего Кокандского ханства. Правительство Кокандской автономии возглавил ярый националист Мустафа Чокай (Шокай), возомнивший себя новым ханом. Кокандская автономия мыслилась в составе будущей Российской федерации. Во вступительной речи Чокай сказал: «Построить с ходу полнокровное государство нелегко. Для этого нет ни кадров, ни опыта. И главное - нет армии, чтобы защитить будущую автономию. Как бы ни была ослаблена Россия, она гораздо сильнее нас. С Россией мы должны жить в мире и дружбе. Это диктует сама география».

Очертить границы какого-нибудь одного народа и определить ему государство просто невозможно без ущемления множества других этносов, проживающих рядом на этой же территории. Разделить народы по национальным границам и образовать отдельные национальные государства – это была авантюра чистейшей воды, и она была нужна только новоиспечённым среднеазиатским «революционерам» - т. н. «национальной элите». Эта новая «элита» Средней Азии хотела властвовать, хотела править, хотела быть новыми «ханчиками» и «эмирчиками» в новых, ими же изобретённых среднеазиатских государствах. В Москве пошли навстречу и подписали идею создания нового советского и социалистического государства в Средней Азии – государства узбеков - «Узбекию» (как первоначально назвали).

Однако, чтобы создать «Узбекию», необходимо было обеспечить узбекам статус титульной нации. Это могло быть возможно только в том случае, если бы они составили большинство на отведенной республике территории. В действительности узбеки по данным дореволюционной статистики хотя и населяли в различных пропорциях многие районы Средней Азии, составляли большинство только на территории всего некоторых районов. Поэтому узбеками (и отцами-создателями Узбекии) был осуществлен подлог, заключавшийся в том, что в «узбеки» умышленно записали другие народы и этносы.

Тем не менее, даже с учётом узбекской фальсификации и подтасовок, ещё в 1920 г по материалам к Пост.III-й чрезвычайной сессии ЦИК Туркестанской АССР о национально-государственном размежевании из числа узбеков проживали в Туркестанской АССР - 66,5%; в бывших ханствах: Бухарском - 22%, а в Хивинском всего 11%. Представители национальности «сарт» были все записаны в «узбеки» и к 1924г не осталось ни одного сарта. По этому поводу, кстати, американский этноантрополог Дж. Шоберлейн выражал свое удивление: «Около 1,7 млн. сартов Средней Азии не могли попросту исчезнуть за один день». Схожая ситуация была и со многими другими национальностями, причём не только малых, но и многочисленных, как казахов, таджиков, киргизов – их тоже записали в «узбеки». Если посмотреть материалы к Пост. III-й чрезв. сессии ЦИК, то там можно обнаружить этносы и народы, которых больше «не существует». Узбекская фальсификация была выявлена, но должной оценки тогда это почему-то не получило, большую роль и помощь узбекам здесь оказала Комиссия товарища И. Магидовича и он лично. А в России ни В. Ленин, ни И. Сталин ничего о названных узбекских подлогах и фальсификации так и не узнали.

27 октября 1924 г. II Сессия ВЦИК Советов удовлетворила ходатайство ТурЦИКа, 5-го Всебухарского и 5-го Всехорезмского Курултаев «о национально-государственном размежевании» и образовании новых советских социалистических республик и областей. Создание Узбекской ССР было официально объявлено 13 февраля 1925 г. на I съезде (курултае) Советов в Бухаре, управление Узбекской ССР в момент ее становления было доверено бухарской политической элите.

О преемственности УзССР и Бухарской НСР говорит тот факт, что учредительные съезды Советов УзССР и Компартии Узбекистана были созваны в г. Бухаре; и именно Ходжаев возглавил Ревком Узбекской ССР, а с образованием Узбекской ССР стал первым премьером - Председателем Совета народных комиссаров.

С 1924-25 гг. узбекским руководством началось усиленное сколачивание и расширение новой «узбекской нации» и насильственное «об-узбечивание» в УзССР: людей насильственно записывали в «узбеки», не-узбеков всячески изгоняли с их территорий, узбеков переселяли на территории других этносов, чтобы искусственно переломить в районах национальное соотношение в пользу узбеков. Повсеместно насильственно навязывался и тюркский карлукский язык (на нём говорило узбекское население Ферганы), названный «ново-узбекским» языком, что тоже было парадоксом, т. к. основным элементом в Средней Азии т. н. «узбекской народности» было монголо-тюркское племя мангытов (ногаев).

Основатель новой узбекской империи УзССР и основатель узбекской нации Ходжаев (впоследствии «враг народа»), затем его большой продолжатель 1-й секретарь КПУз Ш. Рашидов и нынешний 1-й президент-диктатор И. Каримов, они все поняли узбекскую национальную идею и приложили немало сил к ее укреплению из этого конгломерата разнородных народностей и этносов.

После независимости 1991 г. новые узбекские власти продолжают прежнюю национальную политику: людей также насильственно записывают-переписывают в «узбеки», также искусственно насаждается на всех уровнях официальный т. н. «ново-узбекский язык». Теперь, через десятилетия, узбеки в Узбекистане стали наконец «большинством населения страны» - 80%, но это только на бумаге… По данным (2005г) публициста и политолога из Казахстана Е. Нарымбая: «Большая численность этнических узбеков и подавляющее большинство населения Узбекистана – это, очевидно, большая ложь. Переписанные в … “узбеки” составляют половину списочного состава узбеков и состоят по преимуществу из таджиков (50%), казахов (25%), уйгуров Андижанской области (15%), киргизов и др. (10%). Показательна фальсификация в Андижанской обл.: примерно из 1,5 млн. чел. паспортных узбеков здесь порядка 65-80% – этнические уйгуры. В результате чего узбеки составляют не более 50% населения Узбекистана».

Узбекам неплохо жилось в УзССР, особенно звену управленцев и партэлиты при миллиардных дотациях из Союзного бюджета. Дело обстояло так: в УзССР существовал свой Госплан, который планировал рост производства и сельского хозяйства и увеличение благосостояния народа. Затем под эти Планы в Москве выпрашивались средства (т. к. Узбекистан была дотационная республика и кроме грязного, третьесортного хлопка в Союзный «амбар» ничего не могла поставить), но потом все полученные из Центра средства узбеками разворовывались начиная с республиканских партийных и государственных лидеров, и кончая председателями колхозов и раисполкомов в районах. И до основного узбекского - кишлачного населения уже ничего не доходило, и дехкане жили и трудились почти на рабском состоянии.

Но ситуация круто изменилась, когда в 1983 г. в СССР узбеки были, как говорится «за руку пойманы» и разоблачены в хищениях миллиардов рублей из Союзного бюджета! В СССР большой резонанс получило т. н. «узбекское дело», в ходе расследования которого обнаружились гигантского размера подтасовки в отчетности, целая система коррупционных практик, охватившая чиновников высшего звена республиканской администрации, масса случаев нарушения законности.

Расследования по «Узбекскому делу» продолжались до 1989 г. Всего было возбуждено 800 уголовных дел, по которым было осуждено на различные сроки лишения свободы свыше 4 тыс. человек, обвиняемых в приписках, взятках и хищениях, причём далеко не все они были непосредственно связаны с хлопковой промышленностью (поэтому более правильным названием для проводившихся расследований является «Узбекское дело», а «хлопковое дело» - лишь одна из составных его частей). Было произведено несколько «громких» арестов, в том числе были арестованы, а затем осуждены к разным срокам лишения свободы 1-й секретарь ЦК КП Узбекистана И. Б. Усманходжаев, бывшие секретари ЦК КП республики А. Салимов и Р. Абдуллаев, 1-е секретари обкомов: Ташкентского - Мусаханов, Ферганского - Умаров, Наманганского - Раджабов, Каракалпакского - К. Камалов, бывший председатель Совета Министров республики Н. Д. Худайбердыев, глава Папского районного агропромышленного комплекса Наманганской области А. Адылов, генералы МВД республики Яхъев, Норов, Норбутаев, Джамалов, Сатаров, Сабиров, полковник Бегельман и т. д. Некоторые фигуранты испугавшись ответственности за свои преступления, во время расследования покончили с собой. В масштабном воровстве союзных средств признался и бывший 1-й секретарь Ш. Рашидов (ещё в 1984 г на ХVI пленуме ЦК КП УзССР все выступавшие узбеки, которые еще недавно клялись в верности памяти Рашидова, разоблачали его как деспота, коррупционера, взяточника, нанесшего непоправимый ущерб узбекскому народу. Его обвиняли в преследовании честных людей, осмелившихся говорить ему правду, создании в республике обстановки раболепия и лизоблюдства, кумовства).

И расследование всё ещё продолжалось, под угрозой разоблачения оказались и остальные члены партийной мафии УзССР. Тогда-то они и вступили в альянс с исламскими экстремистами и приняли участие в кровавых Ферганских событиях 1989г. Кроме того, в Советском Союзе началась «перестройка», пошли демократические веяния и реформы. Но партийной мафии УзССР это совершенно не нужно было - заявляя о своей приверженности идее реформирования государственной системы, они не допускали самой мысли о возможности изменения своего положения и были сильно напуганы изменениями в СССР и решили отгородиться-отделиться от всех «новшеств» и тем самым сохранить своё положение в Узбекистане.

Вторая же причина была в том, что в Узбекистане сложилась конфликтная ситуация, резко обострились внутренние противоречия между правящей элитой национальной мафией (хозяевами) и простым народом. «Они жили как бы в разных мирах (на разных полюсах), на одном полюсе: бедность, голод, безысходность, покорность судьбе и тупой рабский труд простого народа в Узбекистане, а на другом полюсе: роскошь, вседозволенность, психология нувориша, дорвавшегося до власти», - так известный писатель-публицист В. Селюнин писал об узбекском обществе накануне, в 1988 г. - он совершил продолжительную поездку и сбор материала по республикам Ср.Азии. От него все в СССР узнали, что «узбекское благополучие» – лишь на бумаге, в отчётах правящей элиты. Стало известно, что например: «на сельского жителя Узбекистана приходится 8 кг мяса в год и их семья считается благополучной, если на человека приходится 30 руб в месяц…» Доля населения со среднедушевым, совокупным до 75 руб в месяц достигла почти 50% от общей численности населения (это по официальным данным).

Поэтому-то правящей мафии и было необходимо «спустить пар», направить недовольство простых, полуграмотных, тёмных, голодных, больных, всего лишенных и недовольных узбеков на кого-то другого. Поэтому-то ими были взяты лживые лозунги «национального угнетения», строительства своей «национальной государственности», «возрождения национальной культуры» и др. подобных вкупе с исламскими лозунгами об «ущемлении ислама», по «возрождению ислама» и т. п.

По данным КГБ СССР в Узбекистане того времени на уровне областных структур из 11-ти административно-территориальных единиц УзССР уже в 6-ти ситуация вплотную подходила к конфликтному уровню. Помимо «ферганского узла» (Наманганской, Ферганской и Андижанской обл.), к критическому уровню приближались Бухарская и Самаркандская обл. Что касается Ташкентской области (приближавшейся по уровню конфликтности к Бухарской), то напряженность здесь развивалась за счет срыва стабилизирующего фактора: здесь всегда была самая высокая зарплата среди всех сельских жителей Узбекистана, что однако, было ликвидировано резким повышением цен. Начались студенческие волнения - среди присланных на учебу из областей. Но «межнационального конфликта» здесь не получилось.

Почему же Фергана?! Ферганская долина - межгорная впадина в предгорьях Тянь-Шаня, протяженностью до 300км в длину и до 170км в ширину, она была основой Кокандского ханства, является одним из главных сельскохозяйственных районов Средней Азии. Здесь характерен самый высокий прирост населения в бывшем СССР - за последние 30 лет численность населения выросла в 2,6 раза (в 1980г прирост населения в Узбекистане составил 27% –самый большой в СССР прирост населения). В результате в сельскохозяйственной Ферганской долине (добыча полезных ископаемых и промышленность играют здесь существенно меньшую роль) средняя плотность населения в целом составила 100 человек на 1 кв. км, а в её «узбекской» части около 300 (всего по респ. плотность населения 48,5 чел - это больше всех в Средней Азии).

Совершенно отчетливо видна аграрная перенаселенность, когда в наиболее плодородных районах на 1 человека приходится всего 0,6 га земли. При этом следует учитывать продолжающийся быстрый рост численности населения (местные жители строго придерживаются норм ислама и у них традиционно высокая, не планируемая рождаемость) и низкий уровень сельхозпроизводства (так по уровню производительности и эффективности сельского хозяйства УзССР была только на 10-м месте в Советском Союзе) и извечная проблема по недостаточности воды для полива. И главная проблема: большое количество избыточных, но не занятых трудом трудоспособных жителей Ферганы.

Таким образом, в Ферганской долине возник классический пример социальной напряженности в условиях перенаселенности и продолжающейся тенденции её роста, повальными хищениями государственных средств, полной беззаконностью и беззащитностью кишлачного узбекского населения. Также именно в Ферганской долине в советское время был традиционный оплот ислама и здесь же существовали и возникли множество подпольных исламских школ и сект. Поэтому-то Фергана полностью подходила для всех названных целей экстремистов.


Георгий Иванов  
24 сентября 2017 10:02
24 сентября 2017 03:56
24 сентября 2017 01:13
23 сентября 2017 19:51
23 сентября 2017 15:36
20 сентября 2017 04:54
20 сентября 2017 03:31
19 сентября 2017 23:02
19 сентября 2017 22:11
13 сентября 2017 13:19
12 сентября 2017 21:11
12 сентября 2017 19:18
7 сентября 2017 19:44
1 сентября 2017 21:13
1 сентября 2017 18:47
15 мая 2017 15:08
5 апреля 2017 07:53
30 марта 2017 19:28
28 марта 2017 22:21
2 февраля 2017 15:57
19 декабря 2016 17:56
16 декабря 2016 20:55
16 декабря 2016 20:48
9 декабря 2016 16:32
5 декабря 2016 21:34
3 декабря 2016 14:43
1 декабря 2016 13:30
1 декабря 2016 11:13
Все новости...
Информационное агентство "Бета-пресс".
Связь с редакцией. Email: post (на) beta-press.ru
Мобильная версия сайта