Beta Press
Пересмотр итогов приватизации неизбежен для возвращения к росту экономики
Разворовывание государства продолжается в лучших традициях 1990-х   5 декабря 2018, 20:11
 
Как разворовывают Россию: о негативных факторах в экономике и некоторых мерах по их устранению
Не смотря на продолжающийся тяжёлый экономический кризис в России, основные, наиболее доходные сферы экономики продолжают работать не на пополнение государственного бюджета, а на коррупционный чиновничий карман. Да и в прошлом не всё было чисто.

Взять хотя бы пресловутую приватизацию. С самого начала проходящая на криминальном фоне, приватизация позволила узкой группе лиц, используя коррумпированные связи с чиновниками, кредитно-банковскими работниками за счет несовершенства законодательства и нормативной базы скупить практически за бесценок значительные объемы государственной собственности.

В системе мер по упорядочению отношений собственности было бы конечно целесообразно предусмотреть инвентаризацию итогов приватизации с отменой (через суды) незаконных и явно вредных для государства решений, в первую очередь, в отношении наиболее спорных и значимых объектов с учётом интересов государства и развития экономики.

Для начала неплохо было бы проверить законность и обоснованность оценки крупнейших приватизированных объектов. Это в полной мере относится к морским и речным портам России. По различным хитроумным схемам суда, стоящие десятки миллионов долларов, передавались коррумпированными чиновниками за бесценок иностранным компаниям, сдавались в бессрочную и даже бесплатную аренду. Страна же была вынуждена втридорога закупать за рубежом морепродукты, добытые нашими же рыбаками и на наших же судах.

На этом фоне волна ложных банкротств охватила самые успешные, благополучно действующие предприятия. Схема была весьма проста. Руководители предприятий при попустительстве чиновников вычленяли сбытовые и снабженческие подразделения, искусственно создавая ножницы цен. Сырьё поставлялось на предприятия со значительными “накрутками”, а готовая продукция сбывалась через фирмы-однодневки, которые зачастую годами не перечисляли за неё деньги. По частям обанкроченное предприятие попадало в собственность узкой группы лиц. Помимо значительных финансовых потерь, Россия теряла базисный промышленный потенциал.

В этой связи необходимо осуществить внимательную ревизию всех приватизированных объектов России, начиная с первого дня приватизации, а так же определить место и роль каждого правоохранительного и контролирующего ведомства в этом откровенном разграблении страны – кто был на каком месте и за что отвечал.

Бедственное положение российской промышленности, транспорта, добывающих отраслей усугубляется непрекращающейся по сей день преступной экспансией в эти сферы. Это только кажется, что с промышленностью всё нормально. На самом же деле по статистике на одно вновь открытое предприятия приходится двенадцать закрытых. И это продолжается годами. К тому же высасывание соков из производства с его дальнейшим банкротством – излюбленный метод наживы по сей день, практикуемый, в том числе, высокими государственными чиновниками через подставных лиц.

Российский топливно-энергетический комплекс занимает одно из ведущих мест в мире по добыче, переработке, реализации и транспортировке нефти, газа, который составляет основной сектор промышленности России, а его защищенность определяет экономическую безопасность страны. Доля выплат предприятий ТЭКа в Федеральный бюджет составляет более 60% от всех поступлений. Именно поэтому особо пристального внимания требует защита от преступных посягательств недр и месторождений полезных ископаемых.

Однако Закон "О соглашениях о разделе продукции" не регламентирует механизм контроля и защиты государства от недобросовестного инвестора, не обеспечивает в полной мере интересов государства с точки зрения защиты прав на получение гарантированной доли дохода от реализации продукции.

Основополагающий для дальнейшего развития российской экономки вопрос - о ценообразовании на продукцию и услуги российских производителей - во многом определяется криминогенной ситуацией в этой сфере. Вопрос совершенствования ценового регулирования на продукцию естественных монополий, устранения сложившихся к настоящему времени ценовых диспропорций, прямо связан с уровнем и состоянием государственного контроля в этих отраслях экономики. Последние годы в условиях санкций показали, насколько беззащитны оказываются потребители и государство перед монополистами при установлении неоправданно высоких цен на ГСМ.

Серьёзным резервом усиления контроля со стороны государства в этой ситуации должна стать деятельность его представителей в крупнейших субъектах естественных монополий, таких как “Роснефть”, РАО “ГАЗПРОМ”, Транснефть, ЛукОИЛ и др. Вместе с тем, практика показывает, что на такие ответственные государственные должности нередко назначаются лица, не способные по своим деловым, моральным и профессиональным качествам исполнять возложенные на них обязанности. В ряде случаев они сами вступают в преступный сговор, становятся соучастниками, а иногда и организаторами преступлений.

Деятельность предприятий, связанных с переработкой энергоносителей, на всем протяжении длительного технологического процесса - от непосредственной добычи до реализации нефти газа, угля - сопровождается активным участием многочисленных посреднических коммерческих структур, представляющих собой, чаще всего, “фирмы-однодневки”. Острейшей экономической проблемой продолжают оставаться неплатежи потребителей нефти, нефтепродуктов и газа на внутреннем рынке и стран СНГ.

Существует ряд естественных монополий, где процесс приватизации, проведенный с грубыми нарушениями действующих, пусть и несовершенных правил привёл к ущемлению государственных интересов и к практически полной утрате контроля государства над целыми отраслями. Наглядный пример такого рода – алюминиевая отрасль России.

Важнейшим потенциалом стабилизации ситуации в сфере экономики являются валютные ценности России – драгоценные металлы и камни. Страна занимает 3-е место в мире по запасам золота. Утрата в значительной степени госконтроля за золотодобывающей промышленностью сделала эту сферу глубоко криминализированной, лишая госбюджет значительных поступлений. В госсобственности осталось всего 12 предприятий из более, чем 1200, на их долю приходится только 1% золотодобычи. По данным МВД, не менее 40% добываемого золота не приходуется, теневой оборот драгметаллов и камней составляет до 400 млн. долларов США.

Беспрецедентные размеры принимает расхищение государственных кредитов, направляемых в регионы на развитие золотодобычи. До регионов они в ряде случаев не доходят вообще, “прокручиваются”, расхищаются в московских банках. Установлены факты причастности к этим преступлениям губернаторов ряда территорий, суммы ущерба составляют сотни миллионов долларов США.

Таким образом, в условиях санкций и экономического кризиса правительство не только не ужесточает меры контроля за главными источниками бюджетных поступлений, но и преступно безразлично игнорирует огромное количество беззаконий в самых доходных сферах, что заставляет подозревать правительственных чиновников в личной заинтересованности такой вопиющей бесхозяйственности. В общем, разворовывание государства продолжается в лучших традициях 1990-х.


Василий Куралесов  
Распечатано с новостного портала "Бета-Пресс" (http://beta-press.ru)
Адрес материала: http://beta-press.ru/article/539