Beta Press
«Будущее»: глубина погружения и восхождение к успеху
В первый день февраля олимпийского года, произошло знаковое событие в современной литературе. Было доказано, что популярность у читателя и высокий профессионализм – вполне могут мирно толкаться в пределах одного литературного Майдана.   5 марта 2014, 01:35
 
Таинственный Дмитрий Глуховский создал живучий подвид избитого жанра «антиутопий»

В первый день февраля олимпийского года, произошло знаковое событие в современной литературе. Было доказано, что популярность у читателя и высокий профессионализм – вполне могут мирно толкаться рядом.

Книгу представлял автор, творчество которого выбивается, не укладывается, ломает стереотипы… и всё такое прочее. Судя по тиражам (а суммарный – нашёптывают по литкулуарам где-то в районе мильона-другого, не меньше), да по мировой раскрутке – автора можно сравнить, ну разве что, с незабвенным Бродским. И то – совсем не в пользу последнего…А по количеству переводов – так просто «лидер книжной гонки»: 37 мировых языков! И это – в наши-то суровые для издателя годины!И при всей подобной гипер-оптимистичной статистике, творчество данного автора – ну, никак не поворачивается язык назвать обидным термином «попсуха»!

Итак: таинственный Дмитрий Глуховский – создавший живучий подвид избитого жанра «антиутопий», инновационный менеджмент продвижения… и особую смысловую эстетику текста. Ну ни дать, ни взять – русский Толкиен! Тот тоже, во время оно, выродилна белый свет целый сонм яростных подражателей и восторженных продолжателей!

У Глуховского аналогично: и компьютерная игра по тексту книги, с тараканами в заставке. (Сделана не у нас, и потому – успешно торгуется по всем континентам включая Антарктиду!) И явленный в обыденную реальность виртуальный мир, ставший настолько модно-захватывающим,что породил уже 43 пухлых книги «по мотивам», заботливо выструганных благодарными эпигонами.

Впрочем – это всё про «метрополитеновские» пристрастия автора! Ведь романы «Метро 2033» и «2034» действительно радуют читателей нетривиальными находками.Автор старается оправдать возложенное доверие широких масс и усердно выписывает «2035». Но в Малом зале ЦДЛ, на вечере Клуба метафизического реализма, как говорится – «его любили не за это».

Представление нового фолианта «Будущее» почтили своим присутствием многие мэтры серьёзной, даже «элитарной» прозы.

Так как повод для встречи предложил ведущий метафизический прозаик–верховод страны, Сергей Сибирцев, то им и был провозглашён многоходовый вступительный заход: «Дима пробился благодаря недюженномуталанту и особому способу взаимодействия с интернетом!»

Эталонный мистик и мастер стилистической изысканности, Ольга Славникова, подхватила эстафету рассудительных панегириков, заявив, что «новая книга – о сути человечности!» Никто, мол, не хочет в жизни трагедий, «но без них мы перестаём быть людьми!»

Была дана и традиционно лаконично-исчерпывающая классификация творческого метода удачливого молодого писателя. «Дима – мастер закрытых пространств, помещающий человека в закрытую колбу, чтобы лучше его рассмотреть» – с высоты своего творческого полёта особо подчеркнула Ольга Александровна.

Как вскоре выяснилось, в плавильной алхимической реторте Глуховского происходит революционное межвидовое скрещивание: Везувия и цунами, коммерческой успешности с эстетствующей изысканностью, тактиля с ягодицами… А главное: бессмертия/здоровья/бодрости–и моральных терзаний по поводу невозможности деторождения (видимо, как достойной альтернативы). Если сказать более обще –«прекрасного далёко» и «отвратительного близко». В этом футуропрозаик Глуховский воистину не знает себе равных!

В своём ярком выступлении автор назидательно прошёлся по сущности Христианства, по часам Патриарха, по хорошим бытовым условиям в благодетельной Франции, по палеоконтактам и роли инопланетян в духовном совершенствовании широких масс. Попутно упомянул Лимонова, Проханова, Прилепина, Стругацких, Лема, «условного Путина, который будет править нами ближайшие 400 лет», а также Вечную юность и смартфоны.

Под конец – грозно отчитал критиков: «Уверяют, что в книге много избыточного. Но считаю, что каждое слово стоит там строго на своём месте!»

В пылу тёплой дружественной полемики выступали прозаики Михаил Попов и Наталья Макеева, поэты Сергей Соколкин, Леонид Дудко и Виталий Пуханов

Наталья Макеева, глава Информационной службы Евразийского союза молодёжи, а также коллега виновника торжества по писательскому цеху, выступала с традиционалистских позиций, а посему её рассуждения отличались особой изощрённостью: «Физическое бессмертие, которым грезит сейчас человечество если ни что иное, как тёмный двойник бессмертия души. Глуховский - прогрессист, но даже он задаётся вопросом - а будет ли бессмертный человек человеком или это будет кто-то совершенно другой или даже - что-то другое?»

А подвёл черту концептуальному плюрализму восходящая комета Журналистики и многообещающий инфант Её Величества Литературы, Сергей Шаргунов: «Дима – мой добрый товарищ. Я бываю с ним не согласен, но в новой книге –напоминает пылкого юнкера! Равно очевидны искренность высказываний и страстное неприятие цинизма общественных реалий».

И, судя по благожелательной реакции литературной общественности, удачно инициированная Глуховским борьба с «цинизмом реалий» – действительно может затащить многострадальное человечество к сияющему «Будущему»!


Ксения Нагайцева  
Распечатано с новостного портала "Бета-Пресс" (http://beta-press.ru)
Адрес материала: http://beta-press.ru/article/453