Beta Press
Молодежная космическая столица - неотложная необходимость
Оказывается, одних денег недостаточно. Нужны еще опытные специалисты. По официальным данным, авария произошла из-за неверной установки датчиков угловой скорости   27 сентября 2013, 16:00
 
Старшие специалисты, пока они еще живы, пусть консультируют и наставляют молодежь на месте или через телеконференции

Среди предложений председателя Наблюдательного совета Института Института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова относительно космодрома «Восточный» есть предложение создать на космодроме и в городе Циолковский, который должен иметь население в 30 тысяч человек, молодежный космический центр, даже молодежную космическую столицу (МКС 2.0).

На первый взгляд - утопия. Особенно если смотреть с точки зрения тех «специалистов», которые привыкли к «серьезному отношению», обычно выражаемому в миллиардах рублей и сотнях миллионов долларов. Мол, достаточно лишь дать побольше денег, чтобы конвейер коммерческих запусков закрутился и приносил ощутимую прибыль. Однако неудачный запуск «Протона» 2 июля 2013 года, известный телезрителям по красочным кадрам летящей вверх тормашками ракеты и взрыва на земле, перечеркнул эту позицию, высказываемую в течение целого ряда лет.

Оказывается, одних денег недостаточно. Нужны еще опытные специалисты. По официальным данным, авария произошла из-за неверной установки датчиков угловой скорости, в силу чего ракета потеряла стабилизацию и разрушилась. В «Роскосмосе» вину возложили на конструкторов и технологов, не предусмотревших исключения неверной установки датчика. В свою очередь вице-премьер Дмитрий Рогозин не стал снимать вины и с космического агентства: «Причиной техошибки при сборке «Протона» стало отсутствие производственной дисциплины, порой преступная халатность и поверхностное отношение со стороны Роскосмоса».

Думается, что истина лежит посередине между этими заявлениями. Конечно, разъемы для датчиков нужно конструировать таким образом, чтобы их нельзя было поставить неправильно, даже с помощью молотка. Конечно, технологи должны контролировать процесс сборки ракеты. Но это, скорее всего, выражение странной кадровой ситуации в «Роскосмосе», о которой сказал ректор МГТУ им. Н. Э. Баумана Анатолий Александров: «Средний возраст работников Роскосмоса - 46 лет, основной костяк составляют мальчишки по 26 лет и сотрудники, которым за 70». По данным расследования аварии «Протона» выяснилось, что монтажник ФГУП «ГКНПЦ имени М. В. Хруничева», которому было 30 лет, ставил датчики второй раз в жизни и не до конца изучил процесс сборки.

Подобный разрыв в возрасте губителен. Старые специалисты, конечно, люди опытные, тертые десятилетиями работы в космической отрасли. Но согласимся, что в 70 лет нельзя быть постоянно в цехах или на космодроме, чтобы контролировать все стадии сборки и подготовки ракеты к полету, силы не позволяют. Старикам больше подходит кабинет, чем производственный цех. Предоставленные сами себе мальчишки, как выяснилось, не в состоянии все сделать правильно, главным образом потому, что сразу из вуза, где изучают теорию, они бросаются в производство - малоизвестную для них сферу. Среднего возраста - 35-45 лет, которые должны иметь достаточный опыт, чтобы контролировать весь техпроцесс, в «Роскосмосе» нет. Сказались результаты 20-ти летнего недофинансирования космонавтики, которая не смогла набрать и подготовить нового поколения.

Ситуация в ближайшие годы, конечно, сильно усугубится. Старики уйдут на покой или уйдут из жизни, а космонавтика окажется в руках этих самых мальчишек, которые могут перевернуть датчик угловой скорости и забить его в разъем молотком. Они поневоле станут руководителями космической отрасли. На низовые должности придут такие же мальчишки, только без опыта. Результатом неизбежно будет череда аварий и катастроф, возможно даже с гибелью космонавтов.

Что делать? Единственное решение, которое обещает быть эффективным, это как раз МКС 2.0 Юрия Крупнова. Суть этого предложения состоит в том, чтобы создать опытно-производственную площадку на космодроме «Восточный», где бы молодежь могла научиться делать и запускать ракеты до того, как завалится очередной «Протон». Учиться нужно не только в теории, но и на практике, от простого к сложному, от постройки и запуска сравнительно простых ракет, до сложных систем. Пусть молодежь: школьники старших классов, первокурсники попробуют в МКС 2.0 космическую технику руками, попробуют запускать несложные и недорогие ракеты. Если ракета улетит и упадет где-нибудь в амурской тайге, от этого большого ущерба не будет. Но практический опыт, вкупе с теоретическими знаниями, станет основой для прочных знаний. Ведь так учились космонавтике нынешние знаменитые старейшины российской космонавтики. Они тоже набили немало ракет и аппаратов, прежде чем приобрели свой большой и ценный опыт.

МКС 2.0 должен быть создан при сотрудничестве всех космических организаций и космических предприятий. Старшие специалисты, пока они еще живы, пусть консультируют и наставляют молодежь на месте или через телеконференции. Студент той же «Бауманки», обучающийся по космическим специальностям, должен обязательно пройти не менее трех практик в этом молодежном центре и на космодроме, лично участвовать хотя бы в 2-3 запусках, прежде чем он получит диплом и перейдет на работу на предприятие или в другую организацию отрасли. Пожалуй, это единственный способ гарантировать от неправильной сборки ракет-носителей и их аварий.

Кроме того, для приобретения опыта и навыков, молодой специалист должен работать на космодроме, в его службах, тогда как сейчас в лучшем случае речь идет только об ознакомительных экскурсиях. Потом, космодром «Восточный» еще надо достраивать, оснащать и осваивать, что также лучше всего делать именно молодежи, имеющей силы для такой работы.

Так что предложение Юрия Крупнова более чем жизненно. Альтернатива ему, как указано выше, переход космической отрасли в руки неопытных мальчишек, которые будут командовать еще более неопытными мальчишками. Это путь катастроф и жертв. Еще несколько неудачных запусков, и имидж российской космонавтики будет сильно подмочен, и тогда о миллионых прибылях за запуски останется только мечтать. Конечно, сейчас можно ничего не делать, как у нас принято, то в этом случае через несколько лет все равно придется под давлением провалов и неудач создавать этот самый учебный молодежный центр и в нем готовить новое поколение специалистов, позволяя им осваивать технику пробами и ошибками. Лучше этот процесс начать сейчас, пока еще есть время, пока еще живы старые специалисты, которых мы все бесконечно уважаем, и которые могут поддержать молодежь своими наставлениями.


Ксения Гусева  
Распечатано с новостного портала "Бета-Пресс" (http://beta-press.ru)
Адрес материала: http://beta-press.ru/article/436