Beta Press
Искусство Мистерии
Группа ‘Утриш’ стихийно возникла в августе 2012 года в летней резиденции группировки ЗИП в Краснодарском крае. Группировка ЗИП азартно приняла участие в первой акции, хождению по степи с штандартами, но была не готова к погружению в новый проект всерьез.   20 марта 2013, 17:47
 
Новое искусство создаёт новые мифы.
Группа ‘Утриш’ стихийно возникла в августе 2012 года в летней резиденции группировки ЗИП в Краснодарском крае. Группировка ЗИП азартно приняла участие в первой акции, хождению по степи с штандартами, но была не готова к погружению в новый проект всерьез. Та линия ‘социально полезного’ искусства, которую они успешно развивают в Краснодаре, генетически связана с романтической утопией фаланстера, для нее характерно обожествление экономики как универсального регулятора всех форм существования белковых тел. ‘Социальные художники’ шарахаются от любых проявлений другой мировоззренческой системы, которая грозит низведением экономики до служебной роли.

Эта первая акция, приветствие великой ночи, была инициацией нового статуса. Она ознаменовала принятие художниками положения человека как медиума между Землей и Небом, как агента действия, подчиненного невыразимым онтологическим, а не фарисейским законам. Там, в кубанской степи, на вершине безымянного кургана были обретены скрижали с начертанными лозунгами: ИСКУССТВО - ЭТО ВЕРА | ВЕРА - ЭТО ПРАВДА | ПРАВДА - ЭТО ПОБЕДА. В этой пассионарной парадигме существует укорененный в Почве художник-мистагог, в искусстве которого снова органично соединились обе составляющих: мастерство и боговдохновленность.

Следующая акция ‘Единство’ произошла на местах боев Великой Отечественной. На Синявинских высотах под Ленинградом, где без погребения остались десятки тысяч солдат обеих армий, группа воздвигла курган. Этот мемориальный символ имеет значение места, где Мать Сыра-Земля встречается с миром живых, точки мистического единения с Почвой. Лозунг 'Никто не забыт, ничто не забыто' прочитан художниками как нечеловеческий глас, который возжигает огонь в холодной материи и оживляет мертвых. Жизнь без этого гласа - дохлый номер.

Текущая выставка ‘Чернозем’ в Агентстве Art Ru - первый галерейный проект ‘Утриша’. Формально к проекту идет определение ‘тотальная инсталляция’, однако мертвящий формализм здесь не уместен. С таким же сомнительным успехом ‘инсталляцией’ можно обозвать юрту шамана и океанский лайнер. Эта инсталляционная оптика - результат мировоззренческого шовинизма, колониальной политики именовать все незнакомое Другим и, соответственно, неудобопонятным, в лучшем случае забавным. Перекресток между безразличием, забавным и осознанием трудно преодолим. Но точка отсчета проекта ‘Чернозем’ находится дальше на пути перерождения ограниченного частного сознания к тотальному. Перекресток Земли и Неба, бытия и небытия - это Почва, источник и смерти, и рождения. Модель традиционного Космоса, которую строит ‘Утриш’ во всем пространстве Агентства. Art Ru, требует осознания того, что он не ограничен галереей и открыт вверх и вниз до бесконечности.

Первый этаж галереи - мир земли. Здесь происходит перформанс, ритуальное закапывание в землю лидера группы Антона Чумака. Погружение в Землю символизирует смерть и рождение заново. Ритуальная смерть необходима для инициации Героя, который восстает из праха в жизнь новую. Этот пассионарный миф един как в русских народных сказках, так и в Христианстве. Жизнь вечная возможна только через единение с Почвой, которая вместилище Логоса, и Слово рождается там, где слиты мир мертвых с миром живых.

На втором этаже открывается Средний Мир, мир людей. Его смысл - странствие, мистериальная связь Верхнего и Нижнего миров, осознание. Старый советский мотоцикл с ‘сельским тюнингом’ выполняет здесь ту же функцию, что конь у кочевников. В степи без ориентиров им открыто, что у дороги есть только 2 пункта: жизнь и смерть. Конь колдуна становится средством уже не горизонтального, а вертикального странствия по Мирам. Все они воспроизведены на фризе Чумака ‘Миры’, источником которому послужили скифские рельефы. Орнаментальные мотивы нижнего ряда фриза - символ плодородия, черной почвы как источника жизни. В среднем ряду традиционные атрибуты изобилия осовременены. Вместо тучных стад изображены цистерны с нефтью, генеральным благом сегодняшнего дня, которые защищают воины: бомбардировщик ТУ-160 и спутники системы ГЛОНАСС. Мир Верхний последнего ряда - сцены борьбы. Грифоны, которые терзают копытных животных, традиционно символизируют смену зодиакального цикла.

Третья часть выставки ‘Чернозем’ - Верхний Мир. В трактовке Дениса Шевчука он населен птицами и самолетами. Живые или мертвые, летающие существа на четырёх крупноформатных холстах наделены одним общим свойством. Им открыто, что мир людей - лишь воплощенная метафора, в которой разворачивается Путь. В Искусстве Мистерии, связующем мироздание воедино, раскрывается смысл существования человека. Искусство Мистерии делает безвредным позитивистский яд, который ведет к смерти без возрождения. Искусство Мистерии - та работа, которая, меняя формы, продолжалась от рождения мира и будет продолжаться впредь. Группа ’Утриш’ возвращает в современное искусство дух сопричастности, который в системе бытования искусства репрессирован экономическими методами, дух Творимой Легенды.


Арсений Штейнер  
Распечатано с новостного портала "Бета-Пресс" (http://beta-press.ru)
Адрес материала: http://beta-press.ru/article/401