Beta Press
Поддержание общественного порядка на улицах дело рук самих граждан
  13 сентября 2012, 20:24
 
Тема участия граждан в охране общественного порядка всегда актуальна. В Москве эта деятельность дружинников никогда не прерывалась, что немало способствовало поддержанию порядка в столице. В настоящее время народные дружины созданы и действуют на основе законодательных актов субъектов Российской Федерации более чем в 50 регионах России. К сожалению, не все знают об этой деятельности, причём не только среди общественности, но и в органах власти

На вопросы ответственного секретаря Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве и директора проектов Фонда развитии международных связей «Добрососедство» Юрия Московского отвечает начальник штаба Московского городского штаба народной дружины Москвы генерал-майор запаса Владимир Семерда.

Расскажите об истории возникновения народной дружины в Москве, о том, чем она сейчас занимается?

Участие населения в охране общественного порядка в России имеет большую историю. Первые в России добровольные дружины были созданы в городе Москве еще в 1881 году и ставили своей задачей оказывать содействие полиции в поддержании порядка «при проездах Высочайших Особ».

В советское время добровольные народные дружины стали самой массовой общественной организацией, участвовавшей в охране общественного порядка и оказывающей содействие правоохранительным органам, но практически прекратили свою деятельность в эпоху перестройки в конце 80-х годов прошлого столетия.

Москва стала одним из инициаторов возрождения народных дружин на постсоветском пространстве в новых социально-экономических условиях. 9 марта 1993 года постановлением Правительства Москвы No. 207 было создано государственное учреждение - Московский городской штаб народной дружины - орган управления, которому было поручено в кратчайшие сроки сформировать народные дружины по территориальному принципу во всех территориальных единицах города и организовать их работу по оказанию содействия правоохранительным органам в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями.

Вопросы законодательного обеспечения деятельности Московской городской народной дружины в пределах компетенции города Москвы, как субъекта Российской Федерации, урегулированы Законом города Москвы от 26 июня 2002 года «О Московской городской народной дружине».

Законом определены основные задачи и функции Московской городской народной дружины, ее руководство, структура и организация деятельности, финансирование и материально-техническое обеспечение, а также правовой статус народного дружинника, меры его морального и материального стимулирования.

В целях обеспечения правовой защиты народных дружинников в Кодекс города Москвы об административных правонарушениях введена норма, устанавливающая административную ответственность за неповиновение законному распоряжению народного дружинника.

Сегодня Московская городская народная дружина насчитывает в своих рядах более 19 тысяч человек, народные дружины сформированы и действуют во всех административных округах и районах города. У нас работают настоящие энтузиасты, подвижники, многих из которых вполне можно назвать «фанатами порядка». Именно на этом костяке и держится народная дружина.

А каким образом народная дружина г. Москвы содействует подержанию общественного порядка в городе?

Народные дружинники участвуют в обеспечении общественного порядка на массовых и публичных мероприятиях, совместно с сотрудниками полиции патрулируют места массового скопления и отдыха граждан, оказывают помощь участковым уполномоченным полиции в отработке жилого сектора на предмет обеспечения правопорядка и безопасности граждан, предотвращения террористических угроз, вместе с сотрудниками подразделений полиции по делам несовершеннолетних ведут профилактическую работу с «трудными» подростками и неблагополучными семьями.

В составе Московской городской народной дружины сформированы и действуют специализированные народные дружины по охране общественного порядка на объектах Московского метрополитена, по безопасности дорожного движения, а также народная дружина по социальной безопасности, осуществляющая профилактическую работу среди лиц без определенного места жительства.

Дружинники участвуют в контрольно-проверочных мероприятиях, проводимых УФСИН по городу Москве по контролю за поведением лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, оказывают содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий сотрудникам оперативных служб полиции, Федеральной службы наркоконтроля, других правоохранительных органов. Для оказания помощи сотрудникам правоохранительных органов ежедневно в целом по городу на дежурство выходят в среднем более 1800 дружинников.

Всего за 8 месяцев 2012 года дружинниками Московской городской народной дружины сделано более 460 тысяч выходов на дежурства, с их участием сотрудниками полиции пресечено свыше 30 тысяч административных правонарушений, 175 человек задержано по подозрению в совершении преступлений.

Однако, роль народной дружины в обеспечении общественного порядка нельзя сводить только к статистическим показателям.

Органы государственной власти и правоохранительные органы постоянно призывают население быть бдительным, не проходить равнодушно мимо подозрительных предметов, обращать внимание на подозрительных лиц, сообщать обо всем этом в правоохранительные органы. Если для обычных граждан – это вопрос мировоззрения, вопрос понимания ими своего гражданского долга, то народных дружинников, постоянно работающих в тесном контакте с правоохранительными органами на дежурствах и различных мероприятиях, в этом убеждать не надо. Они становятся для правоохранительных органов неоценимым источником информации о различных угрозах общественной безопасности, то есть важнейшим звеном системы профилактики правонарушений.

Дежурства дружинников проходит в составе совместных нарядов с сотрудниками полиции. Это позволяет сотрудникам увереннее действовать по пресечению правонарушений, не опасаясь необоснованных обвинений со стороны правонарушителей в нарушении законности и превышении полномочий. С другой стороны, такое совместное патрулирование является своеобразной формой гражданского контроля за действиями правоохранительных органов.

Действительно, недобросовестный сотрудник поостережется совершать противоправные действия, превышать свои полномочия, нарушать права граждан, имея рядом с собой дружинника.

Тема миграции последние годы стала весьма популярной. Да это и не удивительно. В Москве, по оценкам экспертов, находится до 600 тысяч иностранных граждан, из которых около 400 тысяч официально зарегистрированы, а большая часть оставшихся - граждане Украины, Белоруссии, которые, как и граждане Российской Федерации, могут не регистрироваться в течении трех месяцев. Как народная дружина г. Москвы взаимодействует с Управлением Федеральной миграционной службы по г. Москве?

Одним из важнейших направлений деятельности Московской городской народной дружины стало в последние годы содействие органам и подразделениям УФМС России по городу Москве в борьбе с нарушениями миграционного законодательства. Ведь, как свидетельствует статистика, на долю нелегальных мигрантов приходится значительный процент совершаемых в столице преступлений и правонарушений. Особенно велика их доля в совершении тяжких и особо тяжких правонарушений, чему можно найти сотни объяснений социологического характера, но жителям Москвы от этого не легче. В ходе патрулирования мест массового скопления и отдыха граждан, отработки жилого сектора дружинники участвуют в проведении мониторинга миграционной ситуации, сообщают в органы ФМС о выявленных местах скопления и незаконного проживания мигрантов.

В январе-августе 2012 года сотрудниками УФМС по городу Москве совместно с Московской городской народной дружиной проведено более 1150 оперативно-профилактических мероприятий «Нелегальный мигрант», в которых принимало участие более 7700 народных дружинников. По результатам этих мероприятий выявлено свыше 10700 нарушений миграционного законодательства.

Например, 28 августа дружинники района Южное Тушино Северо-Западного АО совместно с сотрудниками УФМС при проверке продовольственного магазина по ул. Сходненской, 44 выявили 10 нарушителей миграционного законодательства, на которых были составлены административные протоколы. Впоследствии по решению суда пятеро из них - граждане Таджикистана и Узбекистана были выдворены за пределы России.

Деятельность дружинников была отмечена грамотами УФМС России по г. Москве.

Что, на Ваш взгляд можно сделать для более эффективного использования возможностей народных дружин для поддержания общественного порядка, в том числе в области борьбы с правонарушениями в области миграционного законодательства, а также по борьбе с правонарушениями, совершаемыми иностранными гражданами?

На заседаниях Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве и его рабочих групп высказывались мнения о том, что при штабе Московской городской народной дружины необходимо создать специально подразделение, которое бы взаимодействовало с Миграционной службой, работая с УФМС Москвы в теснейшем контакте.

Мы тут ничего нового не придумываем. В нашем штабе, как я уже сказал, уже имеются специализированные структуры, действующие по профилю работы: по охране общественного порядка на объектах Московского метрополитена, по безопасности дорожного движения....

Конечно, все специализированные подразделения должны действовать в соответствии с законодательством и подчиняться общей дисциплине. На человеке, обличенном властью, пусть он даже общественник, лежит очень большая ответственность за судьбы людей. В таком важном деле, как охрана общественного порядка никакая партизанщина недопустима, иначе вполне возможно, что вреда от «самодеятельных действий» будет гораздо больше, чем пользы.

Насколько своевременно, по Вашему мнению, принятие Федерального Закона о народных дружинах?

Этот вопрос уже давно поднимается, ведь подавляющее большинство вопросов правовой регламентации деятельности народных дружин на самом деле логичнее было бы отнести к исключительной компетенции специального Федерального закона, что позволило бы, кстати, выстроить централизованную стройную структуру под контролем МВД. Первые попытки разработки проекта Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка», где, что совершенно естественно, до 80% статей посвящено деятельности народных дружин, начали предприниматься с 1995 года, то есть сразу после вступления в силу Федерального закона «Об общественных объединениях», которым было упразднено законодательство о народных дружинах советского периода.

Последний внесенный группой депутатов Госдумы и членов Совета Федерации законопроект «Об участии граждан в охране общественного порядка» находится в Государственной Думе с декабря 2008 года, не рассмотрен даже в первом чтении.

Главной задачей Федерального закона должны стать четкая регламентация организационно-правовой формы народных дружин, определение единых в масштабах всей России порядка формирования и организации их деятельности, правового статуса, правовых и социальных гарантий дружинника. Естественно, что в рамках своей компетенции местные законодатели могли бы принимать свои акты, создавая например, материальную базу деятельности народных дружин.


  
Распечатано с новостного портала "Бета-Пресс" (http://beta-press.ru)
Адрес материала: http://beta-press.ru/article/359