Beta Press
Первый радиоконцерт
Первый радиоконцерт   24 августа 2009, 19:57
 
Это было сорок лет назад.

В газете «Известия» москвичи прочли  необычную информацию,   в   которой говорилось:

«Центральной радио-телефонной станцией разослана следующая радиограмма:

Всем.  Всем.  Всем.

Настройтесь  на волну  3000  метров  и слушайте.

В воскресенье, 17-го сентября, в 3 часа дня по декретному времени, на центральной радио-телефонной станции Наркомпочтеля состоится первый радиоконцерт...»

Далее сообщалось, что в программу концерта включены произведения Бородина, Глнэра, Чайковского, Римского-Корсакова, что по радио выступят известные певцы и музыканты.

Прежде чем опубликовать это объявление, советским радиоспециалистам пришлось проделать огромную работу. В Нижегородской радиолаборатории был создан ламповый передатчик. Его мощность в радиотелефонном режиме — 12 киловатт — была рекордной, так как радиостанция в Нью-Йорке имела мощность всего в 1,5, а в Париже — 5 киловатт. В мае и июне 1922 года из Нижнего Новгорода были переданы опытные программы концертов, затем передатчик перевезли в Москву, испытали его и вот 17-го сентября впервые зазвучали в эфире музыка и пение в исполнении выдающихся представителей искусств Н. А. Обуховой, скрипача профессора Б. О. Сибор и других.

О том, какое глубочайшее впечатление произвело это не только на специалистов, перед которыми открылись новые возможности для творческой деятельности, но и на всех тех, кому посчастливилось слушать первый концерт, свидетельствуют отклики печати о первом радиоконцерте — этом невиданном музыкальном выступлении, предназначенном для многотысячной аудитории.

Первый радиоконцерт явился выдающимся событием в истории техники связи. Газета «без бумаги» н «без расстояний», о которой мечтал В. И. Ленин, обрела реальное  существование.

7-го ноября Московская радиотелефонная станция начала регулярные передачи. Ей было присвоено наименование радиовещательной станции имени Коминтерна. Так было положено начало радиовещанию в Советском Союзе.

Задачи, которые ставили перед собой создатели советского радиовещания, в том числе музыкального вещания, с самого начала представлялись им весьма сложными в техническом отношении. Ведь речь шла не о простой информации по радио, а о передаче произведений музыкального искусства на огромные расстояния. Вот почему изобретатель советского радиотелефона профессор М. А. Бонч-Бруевич не мог довольствоваться только четкой передачей речи. Он добивался точной передачи ее со всеми оттенками художественного музыкального воспроизведения звука, несмотря на его сложность.

После стадии ориентировочных поисков, столкновений различных мнений и суждений, после анализа достигнутых результатов и планомерного совершенствования аппаратуры первый радиоконцерт показал, что были, наконец, найдены пути и средства, позволяющие воспроизводить музыкальные н вокальные произведения и доводить их до сознания практически любого числа слушателей.

Итак, цель была достигнута. Успех нового, перспективного дела обеспечило применение электронных ламп. Необходимо подчеркнуть, что в те же годы за рубежом во всех без исключения странах велась оживленная работа по разрешению проблемы радиотелефонии. Строились и ламповые, и дуговые, и даже машинные радиотелефонные передатчики. Однако нигде эксперименты не ставились в таком широким масштабе и с такими техническими требованиями,  как в Москве.

Дело в том, что в ту пору не было еще совершенных электронных ламп. Правда, необходимую мощность могли бы обеспечить дуговые передатчики, но физические процессы в Дуге по самой ее природе ие допускают получения глубокой совершенной модуляции. Поэтому как только выяснилась возможность достижения большой мощности с помощью электронных ламп, попытки осуществления радиотелефонии с дугой повсеместно были прекращены, равно как н применение высокочастотных машин. За рубежом радиовещание получило широкий размах только после того, когда и там стали строить мощные   ламповые      передатчики.

Успех московского радиоконцерта несомненно послужил толчком, стимулировавшим усилия зарубежных специалистов, которые внесли свою ценную лепту в это достижение   человеческого   гения.

Для технического совершенствования новой аппаратуры пришлось преодолеть много трудностей. При первом же испытании схемы выяснились серьезные препятствия. Например, помещение, где 17-го сентября 1922 года предполагалось дать концерт, оказалось непригодным в акустическом отношении —реверберация создавала неприятный гул и искажала музыкальное звучание. Концерт пришлось проводить на открытом воздухе при соответствующем расположении музыкальных инструментов и микрофона. Обнаружилось также несовершенство микрофона. Досадные помехи создавали и атмосферные разряды в местах приема. Однако это были недостатки, обусловленные новизной большого дела.

За прошедшие с тех пор сорок лет средства художественных радиотелефонных передач н радиовещания получили огромное развитие во всем мире. Музыкальное искусство обогатилось новыми средствами, получило новые возможности, о которых прежде артисты не могли даже мечтать.

(Фотография: Так проходила передача первого радиоконцерта из Москвы. Поет Н. А. Обухова (на фото Крайняя справа))


Проф. Б. Остроумов, журнал "Радио" №9 за 1962 год  
Распечатано с новостного портала "Бета-Пресс" (http://beta-press.ru)
Адрес материала: http://beta-press.ru/article/18