Beta Press
От добра добра не ищут
  14 августа 2010, 04:15
 
"Только землю-то не продавай!" (Совет ближнего родственника староверу, который решил переехать из Боливии в Россию по программе добровольного переселения)

Чтобы прочувствовать русский крестьянский быт, представить древний уклад жизни русской деревни, познакомиться со старообрядческими традициями не надо ездить за три девять земель. Три часа дороги по маршруту Санта Круз-Чане-Тоборочи заканчиваются в скрытой от глаз среди полей малолюдной деревне без изб, но с чалетами, без яблонь, но с мандаринами и кокосами. Зато жителей этого поселения не спутаешь ни с кем: одетые в русские длинные сарафаны и рубашки, подпоясанные ремешками, жители Тоборочи приветствуют на русском языке.  

Всегда занятого домашним хозяйством и работой на поле тоборочинца редко можно увидеть средь бела дня. Но мне повезло. В конце деревни внимание мое привлек маленький домик-чалет. Скоро появилась и хозяйка встречать непрошенных гостей. Федосия Реутова, в окружении четверых белокурых малышей, приготовилась к расспросам о житье-бытье: не часто приезжие добираются до отдаленного домика. И нам интересно узнать, довольны ли русские крестьяне жизнью в Боливии и им интересно узнать о новостях из этнической родины. 

Федосия с семьей не строит планы покидать Боливию. Работа на полях идет своим чередом. Ритм жизни налажен, связи коммерческие созданы. Беспокоиться за завтрашний день у тоборочинцев не приходится, если трудишься с утра до ночи во время посева, уборки урожая, если бережешь свою землю, как зеницу ока. Плодородная земля-кормилица в санта-крузских равнинах дает два урожая в год. Любых культур. 

Главы семей озабочены приумножением добра, приобретением все больше земель для своих детей и внуков. Семья растет. Поставив детей на ноги, родители считают своим долгом научить молодежь зарабатывать себе хлеб на жизнь и создать для этого все условия.  

Староверы Снегиревы, с которыми удалось пообщаться в Санта-Крузе, рассказывают, что приезжают в Боливию на определенный период. Основное место проживания - в Аргентине. Но в Рио Негро (в 100 км от Тобороче) они закупили плодородные земли, которые теперь должны быть подготовлены к посеву - а это адский труд очищения земли от густых тропических зарослей. Аграрии закупили в Боливии всю сельскохозяйственную технику. Теперь предстоит работа на двух фронтах - и в Аргентине и в Боливии. 

Самое интересное, что в Боливии можно выполнить свою мечту, достигнуть намеченных целей, но при определенных условиях, конечно. Пример старовера Афанасия Ануфриева, который учится летать, посещая курсы на аэродроме в Тромпильо.  

Последний раз я была в деревне Тобороче 11 лет назад. Давно это было. И первые староверы, с кем я познакомилась, была семья Ануфриевых. Многое изменилось с тех пор в крестьянском хозяйстве Ануфриевых. Появилась водонапорная башня, большой бассейн, беседки, садовая мебель. Кокосовые пальмы стали еще выше. Мандарины уже не поднимают с земли. Ешь - не хочу. Ангар с сельхозтехникой. Своя живность. Нанимают боливийских крестьян для работ на пашнях. На полях в этом году сажают кукурузу и бобы. 

Затрагивали в разговорах мы и тему переселения русскоязычных граждан из-за рубежа в Россию. Есть некоторая озабоченность за будущее тех староверов, которые решились ехать по этой программе. Стоит ли продавать свое хозяйство, тысячи гектар земли, оставлять свою родню и пускаться на поиски лучшей доли в незнакомую страну. Что ждет боливийско-русского старовера в обозначенных в программах российских областях? Будут ли почвы плодородными? Предоставят ли земли для продажи, какие назначат цены для аренды? Покроют ли все затраты доходы от единственного урожая? Легко ли налаживать контакты, создавать договоры, на сколько бюрократическая машина сможет испытывать терпение неподготовленных к этому людей? Как примут сельчане новых соседей? Выдержат ли теплолюбивые русские боливийцы суровые северные зимы? Успеют ли до холодов теплый дом построить? 

Тут же возникает другой вопрос - а неужели в Боливии староверам живется плохо? Стоит ли продолжать скитаться по миру в поисках лучшей доли? Разве России не нужны счастливые и богатые россияне за рубежом, как "проводники" русской культуры, как достойный пример успешных соотечественников?  

Понятно, что в России есть большие проблемы: заброшенные деревни, молодое поколение оставляет северные города, перебирается куда потеплей, идет миграция внутри страны. Демографическая проблема стоит остро. Но станет ли панацеей от этих бед для России привлечение хорошо обустроенных русскоговорящих крестьян старой веры? Все ли обещания по программе сбудутся? На сколько эффективна эта программа, чтобы переселение и адаптация прошли безболезненно и менее затратно? Нет никаких гарантий! Только бы не было разочарований. Для кого-то галочка, а для кого-то сломанная судьба… Только бы не было обиды на самого себя за скоропалительное решение, как это случилось с латиноамериканским старовером Василием Реутовым, интервью у которого взяла в сентябре 2009 года "Комсомольская правда". Василий Реутов приехал из-за земли, чтобы сеять и жать и добром прирастать. "...А добро у него за морем было такое, что, говорит, круговорот долларов доходил до миллиона в год!  

- Хотелось большего, - признается Василий. - Вы даже не знаете, какие богатые в Уругвае, Бразилии, Боливии есть староверы. Настоящие миллионеры, у которых все есть, даже самолеты..." 

И что получилось?  

"...Тут и сказке конец. ...И говорит Василий с горечью и обидой: 

- Зря я сюда приехал, да еще и с семьей. Очень об этом жалею. Ошибся. И родина моя - не Россия, а Бразилия. Я там родился и вырос. В Бразилии хорошо. Все четко, по уставу и по закону." 

Главная причина, по которой староверы переезжают из страны в страну – в первую очередь - экономическая, и уж потом ностальгическая. Староверы ищут то место, в котором местные условия не пойдут в разрез с укладом их жизни. Где  не будет гонений за веру, где дадут плодородные земли, где будет обеспечен сбыт продукции, и где они смогут сохранить в первозданном виде русские традиции и культуру. Сможет наша родина адаптироваться под староверов, ничто при этом не теряя, а приобретая "порядочных русских людей" или староверы смогут адаптироваться под новые условия развивающейся капиталистической России - это вопрос времени. Но стоит в этом случае вспомнить старую русскую пословицу: " От добра добра не ищут."  

Справка: 

Реальный приток соотечественников оказался на порядок ниже ожидаемого. Российские власти рассчитывали, что в 2007 году в Россию переедет 40-50 тысяч человек, в 2009-ом году должно уже быть 150 тысяч переселенцев, в 2010-ом уже 200 тысяч.... До 2010 года в Россию въехало чуть больше 17 тысяч человек. 

У программы есть недостатки, например такие:  

- Для получения российского гражданства в кратчайшие сроки от 3-х до 6-ти месяцев от переселенца, не имеющего жительства, требуется регистрация по месту жительства. 

- Программа ориентирована на наемный труд. В результате люди, которые в состоянии сами себя занять, да еще создать рабочие места для других, оказываются вне программы. 

- Сейчас в территориальных программах строго зафиксированы районы и населенные пункты. Нет свободы выбора мест. Меньше всего привлекают северные районы, откуда идет сильная миграция.


Наталья Винокурова  
Распечатано с новостного портала "Бета-Пресс" (http://beta-press.ru)
Адрес материала: http://beta-press.ru/article/160