Beta Press
Неофициальная Москва: Страха нет
Еще не до конца оправилась столица от серии терактов, а предприимчивые политики нашли трагедии достойное применение. Наверно, это неизбежно, как мини-мишени, странным образом вошедшие  в моду во время бомбежек Югославии и растиражированные по всему миру.   20 ноября 1999, 09:00
 
А что же есть ?

13 октября в рамках проекта "Неофициальная Москва" на Триумфальной площади прошла политико-музыкальная акция "Страха нет", вновь разбудившая почти стихшее эхо недавних взрывов. Еще не до конца оправилась столица от серии терактов, а предприимчивые политики нашли трагедии достойное применение. Наверно, это неизбежно, как мини-мишени, странным образом вошедшие в моду во время бомбежек Югославии и растиражированные по всему миру. Как ни цинично это звучит, но чудовищная трагедия в который раз обернулась фарсом. Клоунада на костях. Шоу на глазах тех, кто совсем недавно потерял близких, родных, остался без крова... На глазах тех, чей страх конкретен и страшен. Как рухнувший дом, как отнятая жизнь. Но обо всем по порядку.

Среди организаторов акции были бывший премьер Сергей Кириенко и хозяин известной галереи Марат Гельман, информационную поддержку обеспечивали "Наше радио" и газета "Неделя"."Страха нет", "мы устали бояться", "не бойся" - вот лозунги с наклеек, которыми некоторые зрители покрыли себя буквально с ног до головы. Экс-премьер призвал публику не бояться и долго говорил о том, что неким инфернальным подрывным элементам не удалось запугать москвичей. Судя по собравшейся аудитории чего-чего, а страха тут точно никто не испытывал - то ли от общего равнодушия и деполитизированности, то ли из-за того, те, кто пережил страх в те дни, вряд ли пришли на площадь. Судя по всему слоган "Страха нет" должен был стать частью самогипноза, к которому призывал Кириенко, но сказать "нет" чему-то несуществующему на самом-то деле проблематично. А даже если бы он и был этот страх, в любом случае он подобен тем досадным болячкам, которые болят лишь если их, извиняемся за выражение, расчесывать. Очевидно, что экс-премьер, общавшийся в свое время с "церковью саентологии", это прекрасно понимал. Но кто же будет заботиться о таких мелочах, когда на носу выборы.

Задолго до начала акции на Триумфальной площади начала собираться весьма разношерстная публика. Постепенно три известных элемента - толпа "колбасящейся" молодежи, милиция и пиво дорогое по случаю "праздника", пришли в относительное равновесие. То есть серьезных беспорядков не приключилось и потому дубинки пускались в ход лишь для охлаждения пыла особо страстных меломанов, пытавшихся прорваться к сцене. Ну, а пивом, судя по всему, подавляющее большинство пришедших закупилось заранее. Как это всегда бывает в подобных случаях, концерт оказался гораздо большим, чем просто выступление известных групп - молодежь общалась, а некоторые, встретив старых знакомых, отправлялись выпить-поговорить в ближайший дворик. Тем временем сцена жила своей жизнью - покачивались связки черных, видимо, траурных, воздушных шариков на тонких цветных ленточках, из невидимых отверстий в полу время от времени начинал валить то белый, то черный дым, разрезаемый светом разноцветных прожекторов. В общем, имела место вялая попытка изобразить то, что весь мир совсем недавно с ужасом наблюдал на экранах телевизоров. Гротескная пародия на дымные завалы небытия, поглотившие тогда своих жертв под крики все тех же бессильных политиков. И призывы дружно отбросить страх, как отображенное в кривом зеркале подобие того страшного пробуждения, когда общая беда сплотила нас, заставив по-новому взглянуть на затасканное демагогами понятие единения нации или хотя бы обитателей отдельно взятого дома.

Первым выступал оркестр, тщетно пытавшийся что-то сыграть, но потерпевший фиаско из-за злобных происков звукооператора. Единственное, чем мог запомниться сей коллектив, так это черными балахонами наподобие ряс и нелепыми повязками с прорезями для глаз. Некоторые ироничные зрители высказывали предположение, что это должно было символизировать подрывников, которые так и не достигли своей главной цели. Затем на сцену вышли неясные серебряные существа в масках. Костюмы некоторых из них придавали всей группе отдаленное сходство с карточной колодой (очевидно, это все же не было случайностью). Погуляв немного под музыку, они с ожесточением накинулись с едва заметными гвоздиками в руках на черные воздушные шарики и не успокоились, пока не извели все, до чего смогли добраться. Очевидно, это и было обещанным расставанием со страхом. Неповторимое впечатление на всех присутсвовавших произвела крупная фигура с острым серебристым отростком посередине туловища, которым она (вернее, он) пыталась помочь товарищам в их нелегком деле уничтожения шариков, однако не сильно приуспела по причине отсутствия у сего органа хоть какой-то остроты. Интересно, какой вывод сделал бы дедушка Фрейд, понаблюдав за этой частью шоу ? Следом за этим неоднозначным действом выступило нечто фольклорное, однако толпа, возбужденная предыдущим с одной стороны и известием, что группа "Чайф" уже выехала, не проявила к этому всему особо интереса. К тому же текст было плохо слышно, а носившиеся по сцене обрывки невинно убиенных шариков превращали изначально задорную композицию в нечто несколько абсурдное... Позабыв о представлении, публика стала наседать на заграждения, одну девушку милиция вытащила из толпы без сознания, а особо буйных молодых людей успокоила точечными ударами дубинкой по голове. Однако вроде обошлось без кровопролития и прочих недоразумений.

Группа "Танцы минус" была встречена на "ура", в очередной раз подтвердив идею, что для популярности нужно не так уж и много... Жаль только покойного Виктора Цоя - очередной ремейк его песни, на сей раз - "Мы хотим танцевать" в исполнении этой группы прозвучал довольно убого. Вообще создается впечатление, что музыканты не прочь на досуге послушать "монстров" отечественного рока - в песне "Десять капель любви" отчетливо прозвучал отголосок известного - "...мы идем в тишине по разбитой весне", впрочем, в несравненно худшем варианте. На фоне этого выступивший следом коллектив "Маша и медведи" выглядел куда сильнее. "Готический" имидж вокалистки, практически не передвигавшейся по сцене больше всех прочих участников акции соответствовал не слишком радостному поводу (имеется ввиду, конечно, не предвыборная компания г-на С.Кириенко). Песня "Солнце-клеш", перекликающаяся с творчеством легендарной группы "Калинов мост", сильный голос Маши, отсутствие черных шариков и их бренных останков - все это позволило несколько расслабиться той части публики, которую не порадовала предыдущая часть программы. Перед сценой под прицелом камер и фотоаппаратов пританцовывал экс-премьер, явно довольный мероприятием. Под конец выступления "Маши и медведей" в толпе замелькали "футбольные" шарфики и флаги России - это в ожидании шлягера "Аргентина-Ямайка" активизировались фанаты группы "Чайф", которая, в отличии от многих других старых рок-групп до сих пор продолжает активную концертную деятельность. Как и следовало ожидать, отыграли они превосходно, несмотря на очередные происки звукооператора. Небольшая заминка внесла прежнюю "шершавость" в ровное выступление, от чего группа только выиграла.

Дабы напомнить о сути акции, публике было предложено торжественно оторвать от билета черную часть бросить ее вверх. Такой вот своеобразный ритуал освобождения от страха, превратившегося в навязчивый символ концерта. Идея была тут воплощена в жизнь и в воздух взлетели сотни черных бумажек, которые подхватил ветер, придав действу еще большую образность... Напрашивающееся сравнение с деньгами, которые бросаются на ветер во время предвыборных компаний мы пока оставим домысливать читателю, хотя бы потому, что в основном зрители остались довольны, а значит акция прошла не зря. Хотя сложно было отделаться от ощущения абсурда, в очередной раз проявившего себя в нашей жизни. Причудливое переплетение политики, коммерции, музыки и трагизма событий, уже уходящих в прошлое, но не становящихся от этого менее страшными - вот то, о чем, сами того, возможно, не подозревая, заставили задуматься организаторы акции. "Страха нет". Мы уже не боимся ни политиков, ни бизнесменов... Музыка ? Она - в лучшем случае посредник. А что касается взрывов, то для России, уже 11 лет ведущей локальные войны, они стали еще одной жуткой вехой истории. Не первой, и, видимо, не последней.

Наталья Макеева  
Распечатано с новостного портала "Бета-Пресс" (http://beta-press.ru)
Адрес материала: http://beta-press.ru/article/141