Beta Press
Андрей Езеров: Власть сегодня рассматривает старообрядцев как одну из традиционных конфессий
Андрей Езеров   12 мая 2010, 16:14
 
Три вопроса старообрядческому публицисту и общественному деятелю, прихожанину Русской православной старообрядческой Церкви Андрею Езерову

Расскажите, пожалуйста, о том, что является наиболее значительными событиями в жизни старообрядческой Церкви?

Самое значительное событие в жизни Церкви это Собор. Событие это с одной стороны очень значительное, с другой – довольно регулярное. У нас соборы бывают ежегодно. Раз в год – обязательно, иногда и дважды. Кроме того, советы митрополии бывают где-то два-три раза в год, это как бы малые соборы. Большие бывают, как правило, после Покрова и проходят в Москве в Рогожском поселке. В них участвуют все епископы нашей Церкви, все священники, которые могут приехать, по мирянину от каждого прихода должно участвовать, ну и некоторые просто выдающиеся люди, которые занимают в Церкви значительное место и в церковно-общественной жизни. Любой мирянин, любой член Церкви и даже некоторые не члены – допустим, журналисты, могут просто присутствовать на Соборе, но без права голоса. Они могут выступать как свидетели.

Очередной Собор был так же весьма заметным событием, поскольку, во-первых, Церковь наша Соборная апостольская и Собор – это главный, руководящий  орган Церкви, а во-вторых, он был замечателен еще и потому что заранее готовился. На протяжении последнего десятка лет, если не больше, соборы проходили у нас довольно спонтанно, неорганизованно, не срежессировано, там были столкновения мнений, а именно в организационном смысле, не протоколировались и так далее. У нас, в отличие, например, от Московского Патриархата, можно высказывать самые различные мнения, в том числе и отличные от мнения иерархии. Но надо сказать, что, к сожалению не все вопросы, в том числе – серьезные удалось  обсудить и решить.

Кроме того, как я уже говорил, бывают советы Митрополии, это приблизительный аналог никонианского Синода. Кроме того, архипастырские поездки бывают у Владыки Митрополита в различные края  и области, где его встречают на высшем уровне. Обычно либо глава городской администрации, либо заместитель губернатора области, да и вообще весь городской бомонд, вся политическая элита. Такое вот бывает внимание со стороны земных, мирских властей к Владыке Митрополиту. Раньше такое внимание проявляльсь только к первоиерархам Московской Патриархии, а тут к нам. Власть сегодня рассматривает старообрядцев, в частности, Русскую православную старообрядческую Церковь (РПСЦ) как одну из традиционных конфессий и предлагают активное участие в просветительской, культурной жизни регионов, доступ в различные учреждения. Мы, естественно, им благодарны. Это, пожалуй, наиболее значительные события в официальной, внешней церковной жизни. Кроме того, вышел очередной номер  Вестника Митрополии.

Вы были хорошо знакомы с ныне покойным митрополитом Алимпием. Расскажите, пожалуйста, о личности Митрополита Алимпия, что он был за человек?

Он был человек, на мой взгляд, замечательный. Я, действительно, видел его почти каждый день. Он для меня не был чужим человеком. Хотя мне о нём говорить не слишком удобно, могу лишь сказать, что, во-первых, он был человек очень простой, доступный. Он из обычной, не христианской, провинциальной нижегородской семьи. Родился в Нижегородской области. Он всегда «окал», как это часто бывает на нижегородчине. Конечно, нельзя его было назвать и совсем уж деревенским мужиком, потому что он немалую часть жизни прожил в городах – Нижнем, Москве, пусть и в своеобразных условиях, не мирских. Его нельзя было так же назвать интеллектуалом, интеллигентным человеком. Этого ему, прямо скажу, иногда не хватало. Но зато хватало связи с Землей, врожденной почвенности, что часто незаметно у нынешних простых людей. Это был человек земли. Ещё он был очень верующий человек, самоуглубленный, молитвенный, «не от  мира сего». Я думаю, что немного найдется сейчас в мире людей, которые бы так молились. Я думаю что ради таких людей Господь спасает нашу землю и Землю вообще.

А бывают какие-то неформальные, забавные случаи в жизни Церкви?

Я расскажу один курьёзный случай, своего рода церковный анекдот. Некто Виктор Попков, второстепенный московский писатель, как-то был с группой правозащитников а-ля Приставкин и Ковалев на Северном Кавказе, и, в частности, Чечне. А Попков считается прихожанином Покровского Кафедрального Собора на Рогожке. Не знаю, является ли он старообрядцем официально или просто ходит туда молиться явочным порядком, это неважно. Вернувшись из Чечни они дали пресс-конференцию, где он сделал ряд поразительных, умопомрачительных заявления от имени Владыки Митрополита, называя себя его советником, что не соответствует истине. Например он заявил то, что мы якобы поддерживаем чеченских воинов и героев, что мы надеемся на то, что Америка вмешается и прекратит эту бойню. Нам потом пришлось вполне официально опровергать этот бред через агентство «Благовест-инфо». В таких случаях мы призываем всех журналистов обращаться прямо в Митрополию.  Стареющие беллетристы вроде Приставкина сегодня никому не нужны, поэтому они таким образом,  не эстетическими средствами, а политическими, стараются обратить на себя внимание. Мне кажется в этом объяснение данного миротворческого "феномена".


Беседовала Наталья Евграфова  
Распечатано с новостного портала "Бета-Пресс" (http://beta-press.ru)
Адрес материала: http://beta-press.ru/article/132